Бурка
Все, кто смотрел фильмы о Гражданской (например, «Чапаев») и Великой Отечественной войне, видели русских кавалеристов времён Российской империи и Советского Союза в странных мохнатых плащах. Также они появлялись в фильмах о представителях народов Северного Кавказа. Выглядят эти плащи крайне экзотично и не очень практично.
Мохнатый плащ на плечах русского и советского казака, красного кавалериста, белогвардейца и северокавказского горца – это ни что иное как бурка.
Бурка (аварский – буртина, адыгский – кIакIо, азербайджанский – yapıncı, армянский – այծենակաճ (айценакач), грузинский – ნაბადი (набади), ингушский – ферта, кабардино-черкесский – щIакIуэ, карачаево-балкарский – жамычы, джамычы, лезгинский – баркьар, чеченский – верта) – род безрукавного плаща (плащ-накидка), сделанный из войлока.
Как и многие другие подобные плащи, бурка первоначально была пастушьей и походной одеждой, изготовленной из белого, чёрного или бурого войлока.
Когда-то её носили пастухи и полководцы, она была плащом, щитом, постелью и саваном, а теперь стала сувениром.
Впервые бурка попала в поле зрения этнографов в начале XVI века, когда ее описал генуэзец Джорджио Интериано. Однако появилась она гораздо раньше. По мнению А. Кавказова, чёрные плащи, упомянутые при описании прикавказских стран Геродотом 2300 лет назад, являются ранней формой бурок. Греки называли эти народы «меланхленами» – «чёрными плащами». Некоторые археологи считают, что большие бронзовые булавки кобанской культуры (XIII-IV вв. до н. э.) скрепляли края накидок из грубой ткани. Они надевались на плечо, в переводе на персидский – «бэрк». Это слово, вероятно, и дало название бурке. К XIX веку накидка превратилась в короткий войлочный плащ в форме колокола. Александр Дюма, известный не только своими романами, но и историческими ляпами, писал о нем: «Хорошая бурка – это большая ценность, особенно когда она сделана из перьев пеликана». Со временем широкие полы удлинялись – облегая бока лошади, они направляли тепло от животного вверх, словно печная труба. Такая бурка была куда удобнее для всадников.
Бурка служила для горца одеждой и палаткой, укрывавшей от самой свирепой бури. Она заменяла разом одеяло и кровать. Рассказывают, что простуженные казаки накрывались ею, пускали коня в галоп и вскоре пропаривались, как в бане. Воин прятал под буркой оружие. Враг даже не замечал движения руки к шашке. Просто из-под войлока стремительно как молния вылетал смертельный клинок. Прочная бурка порой спасала от пули и сабельного удара. А если враг все же одерживал верх, раненого или убитого выносили с поля боя на его собственной бурке.
Неудивительно, что такой важный предмет наполнялся мистическим и ритуальным смыслом. Расшитые серебром и золотом кожаные петли для бурки невеста дарила молодым родственникам жениха. На нижних углах бурки изображали магические обереги – раскрытую ладонь, звезду, птицу, кувшин для омовения. Характер этих узоров наводит на мысль, что орнамент бурки, как и жилье, разделялся на правую мужскую и левую женскую половины. Рассказывают об особых «суровых» бурках с косицами из волчьей и медвежьей шерсти. Их носили только известные охотники, поскольку считалось, что такая бурка опасна, она притягивает зверей и врагов. С изнанки владелец прикреплял трофеи – клыки, когти и птичьи клювы.
Бурка соединяла человеческий мир с потусторонним. В неё заворачивали женщину, чтобы облегчить ей роды. И она же служила саваном для покойника. Дуэль на бурке обычно заканчивалась гибелью обоих участников, ведь по правилам поединка соперники не могли сойти с неё, уклоняясь от удара кинжалом. Где бы ни путешествовал кавказец, бурка служила ему передвижным домом и неприкосновенным кусочком родины, примерно, как современные посольства. Этнограф Юрий Ботяков писал: «Развернув на земле бурку, горец оказывался на своей территории, свернув бурку и приторочив её к седлу, он имел за спиной свернутое пространство, которое он мог развернуть, где сочтёт нужным».
На Северном Кавказе особым спросом пользовались легкие и надёжные кабардинские бурки. Соседские, карачаевские, были теплее, но тяжелее. Но самые дорогие, качественные и красивые войлочные плащи выделывались в Дагестане андийцами – древним малочисленным народом, живущим в районе реки Андийское Койсу, само название которой переводится как Овечьи Воды.
В Россию бурка по всей видимости начала проникать в Новое время по мере экспансии молодой Российской империи по направлению к Турции через Причерноморье и Кавказ. Противостояние двух феодальных империй за влияние на Чёрном море вылилось в серию кровопролитных войн, прямыми и опосредованными участниками которых становились и другие народы, и государственные образования, оказавшиеся меж двух огней и обречённые выбирать «свою сторону». Апофеозом этого противостояния стала Кавказская война 1817-1864 годов – собирательное название для серии русско-турецко-кавказских конфликтов. Столкновение имперских войск с представителями местных традиционных культур закономерным образом приводило к культурному обмену, заимствованию элементов снаряжения и вооружения. Так, например, помимо плаща-бурки русские казаки переняли у народов Кавказа как минимум многочисленные виды кинжалов, черкески с газырями мохнатые цилиндрические шапки папахи.
Коронованные особы России и их наследники часто облачались в бурки, черкески и носили лучшие образцы кавказского оружия. Удобство одежды, прекрасное сочетание с ней оружия и снаряжения, их гармоничность оказали влияние на терских казаков. Казачьи войска стали носить кавказскую одежду, как лучший образец воинской формы.
Кавказскими шубами одарили Фиделя Кастро и генсека Компартии Канады Уильяма Каштана, космонавта Андрияна Николаева и Сергея Степашина, Виктора Черномырдина и Виктора Казанцева… Проще, наверное, сказать, кто из посетивших Дагестан не примерял ее.
Вплоть до 1950-х годов бурки производились вручную представителями кавказских народов. Сильнее всего кустарное производство было развито в Чечне, Дагестане, Имеретии (Грузия) и Кабарде. В одной только Чечне в начале XX веке кустарно делалось не менее 22 тысяч бурок в год! При этом производство плащей было жёстко привязано к районам щелочных источников, материалы которых использовались для стирки и обработки войлока. В среднем одна семья мастеров изготавливала за год 10-15 мохнатых плащей. Всплеск спроса на бурки произошел во второй половине XIX столетия, когда их стали носить не только местные жители и горцы, но и русские казаки, а также офицеры и некоторые солдаты Русской Императорской армии.
В 2022 году дагестанские инженеры компании «Solar Integration» (EcoEnergy Group) представили бурку со встроенными солнечными панелями, которые позволят пастухам получить автономный источник электроэнергии и оставаться на связи. Современная модель традиционной одежды пастухов Дагестана получила название «EcoBurka». «EcoBurka» накапливает энергию света и благодаря встроенным солнечным панелям мощностью 30 Ватт способна зарядить мобильные устройства без доступа к внешней сети. Солнечная панель, встроенная в заднюю часть бурки, имеет выход на вшитый внутри карман с накопителем энергии на 10 000 мА, который оснащён необходимыми выходами для зарядки мобильных устройств. Первая подобная бурка была изготовлена в 2019 году в качестве сувенира для Германа Грефа, приехавшего в Дагестан. В дальнейшем «EcoBurka» была подарена одному из пастухов Дагестана для тестирования. По результатам тестов и использования в 2022 году в Дагестане наладили производство бурок с солнечными панелями, которые используются не только пастухами, но и туристами во время горных походов.
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). «Пастух с отарой», живопись. Начало XX века
Еще одно применение нашла бурка – сценическое. Многие знаменитые хореографические ансамбли (среди них «Лезгинка», «Алан», «Вайнах», «Балет Сухишвили») используют в своих танцах кавказскую бурку.
Использована информация из источников:
https://ar.culture.ru/ru/subject/burka-kavaleriyskaya
https://vk.com/wall-76129137_1781
https://etokavkaz.ru/hand-made/dom-na-plechakh
https://dzen.ru/a/ZHEU4AcrmVyZ2bgp