+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Эвены и эвенки – в чем между ними разница

Эвенки (эвенк, эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году); старое название – тунгусы. Коренной народ Восточной Сибири тунгусо-маньчжурской группы. Живут в России, Монголии и на северо-востоке Китая. Местные самоназвания эвенков: орочен (от реки Оро или от орон – «олень») – забайкальско-амурские эвенки; илэ («человек») – катангские и верхнеленские; килэн – Охотское побережье и др. Китайцы называли эвенков килин, цилин, о-луньчунь (от «орочен»), маньчжуры – орочнун, монголы – хамнеган (смотри Хамниганы), татары и якуты – тонгус.

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. В нём выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.

Группа женщин в национальных костюмах. Эвены. Дальневосточный край, Охотский округ. Начало XX в.

 

Внесены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Эвены, эвен (самоназвание), устаревшее русское – ламуты («приморские жители», от эвенкийского ламу – «море»), Коренной народ Восточной Сибири тунгусо-маньчжурской группы, родственный эвенкам. Живут локальными группами в Якутии, Магаданской области, Чукотском и Корякском АО, Камчатской области и Охотском районе Хабаровского края.

Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия – восточное, среднее и западное

Внесены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

Эвенский мужской костюм (Аяно-Майский район)

 

Эвены и эвенки – два коренных малочисленных народа Севера. По образу жизни и обычаям очень похожи друг на друга. Чем они отличаются?

Первая мысль – буквой «к». Но это только на первый взгляд. Различий много. Это язык, традиции, культура, численность, внешность, ареал расселения, но при этом отличия не такие явные, что можно четко сказать: «Это эвены, а это эвенки».

Понятно, что эти народы родственные, но опять же, который из них появился раньше. Исходя из логики – «эвен» более простое название, а соответственно он более древний. Учёные считают, что слово это связано либо с древними оленеводами увань, которые фигурируют в китайских источниках VII века, либо с самоназванием народа, где оно означает буквально «местный», «здешний» или просто «человек».

Эвенские женщины – представители делегации Республики Саха (Якутии) на 6-м съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 23 апреля 2009 (Москва).

 

Примерно то же значение имеет и слово «эвенк». По одной из версий оно пошло от «эвунки есачи», что значит тоже «человек» в самом широком смысле, то есть как бы «человек вообще».

До революции русские называли эвенков – тунгусами, а эвенов –ламутами. Названия же «эвены» и «эвенки» два народа получили в 30-х годах прошлого века от советских этнографов, которые буквой «к» разграничили две группы единого в прошлом народа.

Женская одежда отличалась от мужской богатой отделкой. Женский передник украшен бахромой, вышивкой бисером. Эвены, 1904-1907 г.

 

Тунгусами народ называли якуты и потом это название переняли русские первопроходцы. Пришли тунгусы на территорию нынешней Сибири и Дальнего Востока из Китая, а точнее Маньчжурии, и широко разбрелись по всей территории. Занимались они охотой, оленеводством и немного рыбалкой. Примерно в XI веке единый прежде народ разделили на две части якуты, пришедшие на среднюю Лену из Прибайкалья. В результате этнос естественным путем разделился – на востоке ближе к побережью Охотского моря оказались эвены, а к западу от Лены вплоть до Енисея – эвенки.

Конечно, это очень приблизительная и поверхностная картина происхождения двух народов, но передающая общую суть. На самом же деле была очень длительная ассимиляция тунгусов сначала с юкагирами, потом с коряками и якутами (получились эвены) или сразу с якутами (эвенки). Якутские названия их соседей возникли не просто так. Эвенки стали тунгусами (от якутского тон уус – «мёрзлые люди»). А эвены ламутами (ламу – «море», «озеро»). «Водное» название последних появилось из-за тяготения ламутов-эвенов к рекам и морю.

Благодаря этим тяготениям эти народы отличают по ареалу обитания. Якутия приютила и тех, и других, но эвенки дополнительно ещё живут в Красноярском крае, Иркутской области и Бурятии. А эвены – в Хабаровском, Камчатском краях и Магаданской области.

От места обитания происходит ещё одно отличие – образ жизни. И те, и другие исстари занимались оленеводством. Только эвены оленей разводили для мяса и шкур, а вот эвенки использовали их как верховых и упряжных животных. Отсюда и разные подходы в добыче пропитания. Эвены – скотоводы и немного рыболовы, ну а эвенки – таёжные охотники, для которых олень – это ещё и средство передвижения.

На съемках фильма «Мститель», фактория Сым-Ленинград, май-сентябрь 1930 г.

 

Что же касательно языка, то у эвенов и эвенков он разный, хотя и относится к единой тунгусо-маньчжурской группе. Разделение произошло давно, ещё в XIII веке. А случилось это из-за того, что эвенский этнос возник как результат ассимиляции с другими народами, поэтому в их лексике много заимствованных слов, а произношение отличается отрывистым характером с отчётливым преобладанием твёрдых звуков. У эвенков язык более певучий и плавный. Оба языка считаются исчезающими. И хоть в Якутии и Красноярском крае в последнее время активно возрождают культуру малых народов, вместо родных наречий эвены и эвенки предпочитают разговаривать на якутском или русском языках.

Есть ещё одно отличие – вероисповедание. Эвены-ламуты ещё в царские времена считались самым православным северным народом. Они без сопротивления приняли новую веру. Отчасти это было связано с оседлостью народа. Если эвены и кочевали, то недалеко – от моря к тайге и обратно.

На съемках фильма «Мститель», фактория Сым-Ленинград, май-сентябрь 1930 г.

 

Эвенки же принимали православие тяжело и до сих пор сохранили у себя стойкие шаманские традиции.

На глаз же стороннему человеку отличить эвенка от эвена практически невозможно. Сами представители этих народов не всегда с ходу отличат один от другого. Хотя ученые находят кое-какие антропологические различия. Эвены меньше ростом и выглядят субтильнее эвенков. У них немного меньше выражен монголоидный тип. Зато эвенки – классические тунгусы. Округлая форма лица, широкие дугообразные брови, выдающиеся скулы, черные жесткие волосы, рост средний и выше среднего.

Интересную характеристику эвенкам дали русские исследователи: «в отличие от неуклюжего остяка, мрачного самоеда, неприветливого и кислого якута эвенки производили более приятное впечатление, за что их прозвали «французами тундры и леса». Некоторые источники называли эвенков даже «аристократами Сибири» за богато украшенные национальные костюмы с большим количеством мелких нарядных деталей, бисера и вышивки.

На съемках фильма «Мститель», фактория Сым-Ленинград, май-сентябрь 1930 г.

 

У эвенов одежда скромнее, зато на ней много геометрических узоров. Вообще, любовь к прямым линиям и фигурам из них на одежде – это характерная черта всего тунгусского народа, но у эвенов она развита больше и сильнее.

Особенно много различий между эвенками и эвенами прослеживается в традициях и фольклоре. Это прямое следствие образа жизни. Охотники-эвенки почитали зверей (волка, медведя), проводили праздники на основе культа убитого животного и трепетно относились к воронам, которых считали душами людей, облачённых в птичье оперение.

У эвенов многие обряды так или иначе связаны с оленем-кормильцем. С рождения каждый эвен получал небольшое стадо оленей, которое росло вместе с ним. Право владения им человек приобретал после наступления совершеннолетия и часто такое стадо составляло основу калыма при выкупе невесты или приданого, когда девушка выходила замуж.

 

Особо интересен фольклор эвенов – он гораздо богаче, чем у эвенков и включает в себя не только сказки и песни, но и исторические легенды, бытовые рассказы, эпос, заклинания и, конечно, загадки. По части последних эвены особенно отличились. Они умудрились зашифровать и загадать всю вселенную – от камешка до далёкого созвездия. Многие их загадки сложны для восприятия, потому как строятся по иным синтаксическим схемам, чем привычные русские загадки. Эвенские загадки насыщены метафорами. Чувствуется, что их придумали, сочиняли настоящие поэты. Попробуйте угадать несколько эвенских загадок.

Кстати, небольшая подсказка: «неизвестный человек» у эвенов – это такая универсальная форма, и необязательно подразумевает именно человека.

Что за неизвестный человек на голове лес носит? Хочется ответить, что олень. Нет, правильный ответ будет таким: Лось.

У неизвестного человека четыре ноги, как только он чего-нибудь поест, так умрет. Между прочим, это комар…

У серебряного коня длинный хвост. Это игла. Пример чистой метафоры.

Одна лошадь в болото проваливается. Это будет гребень.

А напоследок загадка-задача: Почему куропатка камешки глотает? Ни за что не угадаете! Она таким вот образом греется!

 

Важная составляющая идентичности народа – его обычаи. Если образованным человеком (в европейском смысле) можно стать, обогатив свою память знанием естественных и гуманитарных наук, то настоящий эвен начинается с того, что он помнит и чтит обычаи своего народа.

Это некий свод поведенческих формул. Делай, например, то-то, но не делай этого. Если нарушишь предписание, то случится что-то плохое, порою непоправимое. Наиболее важными для эвенов (для выживания народа) являются запреты-обереги. Из совокупности этих запретов возникает своеобразная этика эвенов – охотников и оленеводов.

Никто и никогда не увидит и не услышит кричащего эвена. В соответствии с традиционными мифопоэтическими (и религиозными) представлениями нельзя кричать в горах, в лесу, на берегу реки. Если нарушить эти запреты, то во всех трёх случаях может проснуться дух-хозяин этих мест. И тогда мало не покажется…

На этом регламентация жизни эвенов не заканчивается. Вот запрет, который может показаться слишком суровым, слишком радикальным. Когда бродишь по воде или плывёшь в ней, нельзя брызгаться – дух-хозяин может взять тебя к себе.

Бросать камни в воду можно только в случае необходимости, по делу. Если делать это из-за баловства, может произойти что-нибудь плохое.

А вот один из главных запретов-оберегов у эвенов: без надобности ничего – ни насекомых, ни птиц, ни зверей – никогда не убивай. И еще один уточняющий запрет: нельзя убивать много, сверх того, что можно съесть.

Еще несколько примеров запретов-оберегов. Если их придерживаться, выполнять неукоснительно, то польза будет для всех – не только для эвенов.

К ногам птички нельзя привязывать палочки – кто-нибудь будет хромать.

Птичьи яйца нельзя давить – может начаться дождь.

Муравейник не разоряй – всё время дождь идти будет!

По воде не хлещи веткой – дождь начнётся!

Огонь не вороши – зад твой заболит!

В огонь нельзя плевать – огонь рассердишь, можешь умереть от холода.

Нельзя шить ночью – можно ослепнуть.

Нельзя играть в похороны: сам умрёшь или кто-нибудь из твоих родственников умрёт.

Нельзя злиться, если много комаров – комаров будет ещё больше.

Без причины нельзя петь – грех, останешься сиротой.

Петь без причины – грешно. Но если песни вплетены в обрядовые обычаи эвенов, в массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие благопожелания, то, как говорится, пойте на здоровье!

 

Как бы эти народы не отличались друг от друга, они остаются родственными не только по происхождению, но и потому, что живут в едином ритме с природой, по законам предков, чтя и приумножая традиции.

 

 

 На съемках фильма «Мститель», фактория Сым-Ленинград, май-сентябрь 1930 г.

 

 

Использованы источники:

https://geoglob.ru/others/ehvenki-ehveny/

https://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/378583-litsa-rossii-evenki-i-eveny-evenki-chto-eto-za-zagadochnyy-narod-rossii-i-pochemu-ih-nazyvayut-sibirskimi-aristokratami-foto-video/