+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Рудольф Руйга

Крустинович, график, заслуженный деятель искусств РСФСР – продолжатель традиций сибирского реалистического пейзажа. Природа для него – учитель, её красота говорит сама за себя.

Мастер использовал в своих работах лишь тушь, карандаш и графит, создавая листы, наполненные безграничной любовью и восхищением природой родной Сибири и людьми, живущими здесь.

Рудольф Кристинович Руйга родился 20 марта 1923 года в городе Бийске Алтайского края. По национальности латыш. Позднее семья переехала в село Означенное (ныне город Саяногорск). Ещё в 1916 году, уклоняясь от германской оккупации, родители художника уехали из Латвии в Сибирь, а именно в Алтайский край «навстречу солнцу, к девственной природе», как разъяснил позднее мальчику его отец Крустин Карлович.

В 1929 году отца пригласили работать на Енисей, на строительство Уйской оросительной системы, которая затем выводила воду из теснин Западного Саяна в хакасскую степь. В маленьком селе Означенном Рудик жил в домике на берегу Енисея. Отроги Западного Саяна, кипение горных порогов сибирской реки Енисея, тёмная прохлада тайги и чистейшие степные озерки – вся девственная чистота окружающей природы Хакасии навсегда очаровала разум и душу маленького сибиряка.

В 1938 году отец Рудольфа Крустин Карлович Руйга подвергся репрессии, был арестован и приговорён Особым совещанием НКВД за антисоветскую деятельность к расстрелу. Постановлением Судебной Коллегией Верховного Совета РСФСР от 10.03.1959 года был реабилитирован.

 

В 1941 году Руйга окончил Абаканскую среднюю школу № 1. Известно, что он учился в одном классе вместе с археологом Л.Р. Кызласовым и преподавателем Абаканского государственного педагогического института А.В. Чесноковой и с заслуженным артистом РСФСР, актёром Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина В.И. Корзуном.

Известный археолог Л.Р. Кызласов вспоминал о первом появлении в школе №1 Рудольфа Руйги:

– Осенью 1936 года в 6-м классе железнодорожной неполной средней школы станции Абакан (директрисой которой работала латышка Магго) появился новый ученик – Рудик Руйга… Тринадцатилетний подросток и тогда уже был долговязым. А посему его посадили за парту, стоящую у стены, прямо за моей спиной. Мы довольно быстро сдружились и совместно учились в 6-м и 7-м классах этой школы. …По сравнению с пёстрой толпой наших однокашников, как правило, донашивавших перешитую и изрядно поношенную (иногда заплатанную) хлопчатобумажную казённую форму своих отцов и старших братьев, тринадцатилетний Руйга выглядел цивилизованным, ухоженным европейцем. …Он носил белоснежные сорочки, шерстяные аккуратные свитеры крупной вязки, хорошо отутюженные костюмы и начищенные до блеска ботинки. Несмотря на довольно резкое отличие внешнего облика, добродушие и весёлый нрав нового соученика способствовали быстрому включению его в коллектив учащихся нашей школы.

 

Обстоятельства не дали возможность Рудольфу получить художественное образование. Так получилось, что он вообще ни у кого не учился рисовать. Но уже самые первые его работы отличали добротная профессиональная грамотность, незаурядная культура графической техники.

В 1936 году в школу был принят на работу учителем черчения и рисования Георгий Людвигович Лисовский, который был профессиональным художником. Лисовский окончил Казанскую художественную школу, был членом Минусинского общества «Новая Сибирь».

Тот же Кызласов вспоминал:

– Единственный случай встречи Рудольфа с дипломированным художником произошёл в 1936 году. Наша инициативная директриса чудом добилась, чтобы в штат преподавателей был наконец-то введён учитель черчения и рисования. Однажды к нам в класс вошёл сухощавый, немногословный и очень пожилой человек с лохматыми седыми волосами и резкими чертами длинноносого худого и морщинистого лица. …Помню, что по национальности он был поляком, и, кажется, его звали Казимиром Лисовским. Классная дама, учительница русского языка и литературы Валентина Ивановна Малышевская пояснила ученикам, что новый наставник является единственным настоящим художником, проживающим в нашем степном городишке, имеется ввиду Абакан.

 

При встрече с художником Г.Л. Лисовским, на которой присутствовали классная руководительница, Руйга, Л.Р. Кызласов и ещё два учащихся, принесли собственные рисунки на консультацию к учителю-художнику.

Учитель пообещал всех научить до весны, как следует правильно рисовать, а, посмотрев работы Руйги, высоко их оценил и сказал:

– А вот тебя, Рудольф Руйга, я учить не буду. Поздравляю тебя, дружок! Ты уже настоящий, сложившийся художник-график. И вот что я хочу тебе посоветовать: твои рисунки настолько совершенны и самобытны, что тебе не следует больше ни у кого учиться. Твоим единственным учителем может быть только натура – её и изучай. Бойся потерять выработанную тобой самобытность! Не сходи с собственного пути!

 

В 1931 году в Абакане было образовано Хакасское книжное издательство, которое занималось изданием учебников для национальных школ, художественной, медицинской, сельскохозяйственной и детской литературы на русском и хакасских языках. Многие годы в издательстве не было штатной единицы художника и иллюстрации к книгам и учебникам делались московскими и новосибирскими художниками.

В 1939 году свою творческую деятельность Руйга начинает в Хакасском книжном издательстве ещё обучаясь в средней школе. Врождённый художественный талант, удивительная цельность натуры помогли художнику найти своё место в жизни. Уже в 16 лет он работает в Хакасском книжном издательстве художником. Ему было доверено иллюстрирование детских книг: А.И. Ульяновой «Детские и школьные годы Ильича» (1940), Н. Островского «Как закалялась сталь» (1940), Д. Свифта «Гулливер у великанов» (1940) и «Гулливер у лилипутов» (1940).

В 1940 году Руйга проиллюстрировал книгу Н. Островского «Как закалялась сталь». Им было создано 5 полосных иллюстрации. На титульном листе Руйга даёт портретное изображение Н. Островского, таким образом помогая читателю конкретизировать любимый образ и тем самым способствовать развитию и углублению чувств, вызванных чтением романа. Придерживаясь портретного сходства Павла Корчагина с внешним обликом писателя, художник как бы придаёт автобиографичность произведению.

Изобразительное искусство Хакасии лишь зарождалось, когда началась Великая Отечественная война. С первых дней войны Руйга активно принимал участие в создании рисунков для местных газет «Советская Хакасия» и «Хызыл аал», которые выражали решимость советского народа бороться с фашизмом. Рисунки периода войны можно разделить на три группы – героические, сатирические и бытовые. В первые месяцы войны, когда наша страна вступила в жестокую схватку с германским фашизмом, рисунки были героические. Призыв к защите Родины вызвал к жизни монументальные решения с динамичным изображением сцен атак и единоборства советского воина с фашистом. Основное внимание художники обращали на передачу движения, яростно устремлённого на врага. Рисунки Р.К. Руйги «Против фашизма!» (1941) и «Что ты сделал для фронта?» (1941) призывали одной главной цели – к борьбе с фашизмом.

В годы Великой Отечественной войны Р.К. Руйга продолжил свою работу в Хакасском областном национальном издательстве. Им были проиллюстрированы книги: С.М. Балахчина «Букварь» (1941), «Хакасский фольклор» (1941), К. Чуковского «Доктор Айболит» (1942), М. Горького «Рассказы» (1945), А. Чехова «Рассказы» (1945) и др.

В 1937 году хакасским писателем М. Коковым была написана пьеса «Акун», рассказывающая об установлении советской власти в Хакасии и Гражданской войне. В 1942 году пьеса «Акун» была издана в Хакасском областном издательстве. Художник Руйга сделал обложку книги, где поместил шамана Какоя с бубном и колотушкой. Образ шамана у художника получился колоритный по многогранности и сочности в обрисовке национального типажа.

В 1942 году Р.К. Руйга был принят в члены Союза художников СССР. А в 1945 году переехал на постоянное жительство в Красноярск, который и стал для него постоянным причалом.

На выставке 1945 года Рудольф Руйга представил свои работы в технике перового рисунка: «Ночная песня», «Привал у костра», «Тайга», «Старая заимка», «Глухая речка». Они отличались композиционной стройностью и завершённостью, что принесло краевому дебютанту вполне заслуженную славу. Его работы экспонировались и на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Это был большой успех. В те годы Руйга уделял особое внимание книжной графике. Он иллюстрировал произведения К. Чуковского, Н. Устиновича, И. Назарова, сборник «Родной Енисей» и другие, вышедшие в Красноярском книжном издательстве.

1950-е годы для Сибири, в том числе для Красноярского края, стали периодом поступательного взлёта. Первозданная красота природы, трудности первопроходцев – всё это просилось на листы. Рудольф Крустинович главное внимание уделяет станковой графике. Руйга несколько раз побывал на строительстве трассы Абакан-Тайшет, на Красноярской ГЭС, отражая этапы этой большой стройки. Так появились работы художника «Южсиб», «Буровые Красноярской ГЭС», «Стройка на Енисее», «Дорога на Дивногорск», «Енисей. Мост». С 1964 года Рудольф Крустинович работал над графической серией «Здесь будет Саяно-Шушенская ГЭС». Обращается художник и к «чистому» пейзажу. Глубокой поэтичностью и лиризмом отличаются работы «Усадьба Киселёвых», «Крольские кедры», «Белогорье», «Развалы», «Над речкой Слизнево».

Главное выразительное средство художника – линия. Она – верная, точная, смелая – никогда не нарушает плоскости листа и говорит об исключительно остром чувстве формы.

Отдельная тема в жизни и творчестве Рудольфа Крустиновича – знаменитые красноярские «Столбы». Он – основатель династии «столбистов», чемпионов СССР, России, Европы и мира.

В 1958 году Рудольф Крустинович Руйга был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

 

 

 

 

 

 

Фото:

 

03 – Козинский перевал. 1963 г.

12 – Дивногорск. Новая улица. Из серии «Стройка на Енисее». 1959 г.

14 – Идущие вперёд. 1960 г.

15 – На далёкой таёжной реке. 1962-63 г.

16 – Брат океана (Енисей). 1963 г. Бумага, тушь, перо. Из собрания Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

19 – Что ты сделал для фронта? 1941 г.

21 – Подвиг. 1941 г.

 

 

Использована информация из источников:

 

http://www.krskstate.ru/nasledie/rujga

https://www.surikov-museum.ru/show/rudolf-ruiga-skazanie-o-zemle-sibirskoi

https://kraevushka.livejournal.com/421701.html

https://nbdrx.ru/kraevedenie/kzd2023/kzd2023-spravka08.aspx

https://19rus.info/index.php/kultura-i-sport/item/128547-chto-vy-znaete-o-pervom-khudozhnike-khakasskogo-knizhnogo-izdatelstva

https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/142630/statya_obraz_eniseya_kistova_bulak_pimenova_shimanskaya_pashova_1.pdf?sequence=1&isAllowed=y