Кокошник русской красавицы
Cимволом традиционного русского костюма, кокошник, ставший известным в начале 17 века, до сегодняшнего дня является источником вдохновения для знаменитых дизайнеров, которые создают наряды в русском стиле.
Кокошник, как талисман, было принято передавать по наследству из поколения в поколение. А старинные кокошники знаменитых русских красавиц продавали за большие суммы, ведь для них головные уборы изготавливали только профессиональные мастерицы-«кокошницы», которые владели различными навыками шитья жемчугом, золотыми цепями и нитями. Те же, кто не мог себе позволить дорогое удовольствие, мастерили кокошники самостоятельно из подручных средств.
Виды кокошников:
за всю историю существования такого головного убора, как кокошник жительницами различных губерний было придумано множество различных форм этого убора. Вот некоторые из них:
A — однорогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии;
B — однорогий кокошник, Костромская губерния;
C — кокошник;
D — кокошник, Московская губерния;
Е — кокошник, Владимирская губерния;
F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком);
G — двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль).
В первую очередь, форма кокошников была обусловлена традиционными особенностями укладывания волос и этническими предпочтениями. К примеру, в северной части Руси женщины расшивали кокошники жемчугом, его форма была прямой и высокой. Такой кокошник считался отличительным признаком знатных особ.
В южных и западных регионах отдавали предпочтение вытянутым вверх кокошникам с различными вуалями и кружевами.
Широкое поле головного убора могли позволить себе лишь боярыни, так как такой кокошник требовал большого количества драгоценных украшений. Его носили в центральных губерниях России.
Добавим, часто обладательницы кокошников расшивали их дополнительными элементами: драгоценными цепями, камнями, свадебными вуалями, золотыми нитями у висков и затылочной части.
Кокошник надевали на лобную часть, а затылочную закрывали фрагментом из холста или бархата, закрепляя его с помощью тесьмы или различных декоративных лент.
Материал подготовлен с использованием изданий:
- Мерцалова М.Н. «Костюм разных времен», 2001г.;
- Семков М. «Русский костюм в начале XVII века», 2012г.
Фото: kulturologia.ru