+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Одежда нганасан

Нганасаны (самоназвание – «ня», «нганаса») – самый древний коренной народ севера Красноярского края, потомки неолитических охотников на дикого северного оленя, живших на Таймыре ещё в XV веке до нашей эры. По данным переписи населения 2010 года, их общая численность в стране составляет 862 человека, в Красноярском крае – 807 человек.

Нганасаны живут только на территории Таймырского муниципального района: в Дудинке, поселках Волочанка, Усть-Авам и Новая.

 

В стихах самобытной таймырской поэтессы Зои Арепьевой из «Авамских новелл» есть такие строки:

«Нганасанский костюм – он казарки наряд!

Краснокнижная птица – краснокнижный народ!»

В этих сказочно красивых одеждах много белого цвета, немного красного и черного.

 

Одежда нганасан

Нганасаны дольше других северных народов сохраняли в быту весь комплект традиционной национальной одежды как женской, так и мужской. Одежда нганасан одновременно лаконична и сложна, и, едва ли не самая архаичная по форме.

В старину из шкур диких оленей шили глухую одежду-лихаре, похожую на современную нганасанскую женскую парку, т.е. с разрезом спереди и песцовым воротником. Одежда не претерпела изменений под давлением цивилизации. Только у этой народности силуэт парки прямой, чуть расширяющийся к низу. Она не доходит до колен и имеет двухъярусную опушку из длинного белого меха. Изготавливается из оленьих шкур.

 

Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха.

 

Мужской костюм

 

Мужской костюм состоит из глухой цельнокроённой двойной малицы (лу), сшитой из белой оленьей шкуры и отороченной белым мехом собак, которых для этого разводят специально. Шилась она мехом внутрь и мехом наружу. Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовлялась из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном – из короткошерстных шкур тёмных и светлых тонов.

В мороз в дорогу поверх малицы надеваются сокуй хиэ из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, с высоким султаном из меха надо лбом, по которому соседи безошибочно узнавали нганасан. Мужчины вместо штанов раньше носили ровдужные или меховые натазники нингка, поверх них – пояс с кольцами на боку, к которым привязывали голенища обуви, а также подвешивали огниво (тууй), нож в ножнах, футляр для курительной трубки, кисет.

 

Женская одежда

Женская зимняя одежда – того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка (сьму) с опушкой из длинного чёрного меха собаки и из ровдужного комбинезона (фоние) с нашитыми на груди металлическими бляхами-лунницами (бодямо). По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки.

 

Украшения одежды и обуви

Для украшения одежды и обуви нганасаны применяли естественные природные красители: охру, графит, смешивали сажу с жиром. Одежду украшают аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым можно определить, к какой социальной или возрастной группе относится её обладатель (мужчина, женщина, ребёнок, девушка, замужняя женщина, мать, сильный шаман и т.д.). Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-3 орнаментированных полос ниже его – характерная особенность одежды нганасан.

Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент «от руки», без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды. Украшение одежды – трудоёмкий процесс, поэтому аппликации спарывали со старой одежды и использовали несколько раз.

Особенно красочной была праздничная и погребальная одежда – их шили из цветных сукон. С достижением совершеннолетия для каждого юноши и девушки шилась нарядная одежда. Она состояла из красного, чёрного и белого сукна. Её украшали медными подвесками. Для девушек шили шапки с белой песцовой опушкой. Носили девушки и особые волосодержатели, представляющие собой медные кольца с подвесками из бисера, которые завязывались на затылке.

 

Головной убор

Мужская и женская одежда отличается головным убором. У женщин шапка-капор, у мужчин плотно облегающий капюшон.

 

Обувь

Выразительна и своеобразна у нганасан форма обуви. Силуэт её не имеет изгибов. Обувь (файму) шьётся из белых камусов, подошвы – из оленьих лбов или подстриженных лесенкой (чтобы не скользили при ходьбе) камусов. Она не имеет выема в подъёме, представляя собой как бы цилиндрический чехол. Надевается поверх меховых чулок (тангада). У женской обуви более короткие голенища.

Весной для защиты глаз от слепящего света носили снеговые очки (сеймекунсыда) – костяную или металлическую пластину с прорезью на кожаных ремешках.

Волосы и женщины, и мужчины заплетали в две косы, смазывая оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески (няптухяй).

 

 

Использована информация из источников:

 http://arctika.info/narodyi/narodyi/nganasanyi

https://taimyr24.ru/about/KMNT_traditons_T/nganasan.php

https://arctic-megapedia.com/blog/2020/12/03/%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0-%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BD/