+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Армяне

Армения – удивительная древняя страна. Кому посчастливилось побывать там хоть один раз, впечатлений и приятных воспоминаний останется на всю жизнь. Армения славится необычайной красоты пейзажной природой с горными вершинами, добрыми людьми, национальной кухней, интересными традициями и самыми вкусными в мире абрикосами.

 В Российской Федерации численность армян составляет 1,18 млн чел. (2010). Территориями преимущественного проживания являются Краснодарский (281,7 тыс. чел.) и Ставропольский (161,3) края, г. Москва (106,4), Ростовская (110,7) и Московская (63,3) области.

Государственный язык – армянский, образующий отдельную группу индоевропейской языковой семьи; существует два варианта литературного языка – восточноармянский и западноармянский, имеются многочисленные диалекты и говоры.
Письменность на основе древнего армянского алфавита. Верующие армяне – в основном христиане-монофиситы (Армянская Апостольская церковь). Имеются также армяно-католики, в незначительном количестве – католики и протестанты.

АРМЯНЕ В ПРИЕНИСЕЙСКОМ КРАЕ
На территории нынешнего Красноярского края армяне появились в XIX в. Всероссийская перепись 1897 г. зафиксировала 44 человека – носителя армянского языка (половина из них горожане), по вероисповеданию – приверженцев армяно-григорианской (35 чел.) и армяно-католической (4 чел.) церквей.
Вплоть до сер. XX в. численность армян в Красноярском крае оставалась незначительной. И только в послевоенный период в связи с индустриальным развитием региона начинается устойчивый прирост армянского населения. Распад Советского Союза, осложнение политической ситуации на Северном Кавказе и ухудшение там социально-экономического положения стали причиной массового оттока населения из Армении. В Российской Федерации с 1989 по 2010 г. численность армян увеличилась в 2,2 раза, а в Красноярском крае – в 3,6 раза. И, как следствие, армянская диаспора по своей численности среди национальностей региона переместилась с 23-го на 7-е место.
По переписи 2010 г. в Красноярском крае насчитывалось 10,7 тыс. армян. Основная их часть является городскими жителями (86,3%), главным образом г. Красноярска (6,7 тыс. чел.). Крупные общины имеются в городах Ачинск и Норильск.
Для армянского сообщества характерен высокий уровень этничности и национального самосознания (родным языком владеют 66 % армян), слабое влияние ассимиляционных процессов. В то же время у армянского сообщества хорошие адаптационные возможности. Русским языком владеют 98 % армян. Они активно получают российское гражданство. Существенно усиливается приток женского населения (в 1989 г. на их долю приходилось 31,6 %, а в 2010 г. – уже 41,7 %).
Средний возраст армян Красноярского края – 32,5 года. Преобладают по численности возрастные группы от 20 до 40 лет. В возрастной группе от 70 лет и старше зафиксировано 208 чел. (126 мужчин и 82 женщины). В детской возрастной группе от 0 до 18 лет – 2,4 тыс. чел.
Этническое начало у красноярских армян ярко проявляется в сохранении кулинарных традиций. Даже в интерьере обычных квартир обязательны вещи, напоминающие о родине: национальные ковры, картины с родными пейзажами, нарды, поделки из камня, маленькие модели хачкара, стоящего на горстке земли, макеты храмов традиционной армянской архитектуры и др.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Основная масса армян на исконно этнической территории вплоть до ХХ в. сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, лен, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством. Скотоводство пастбищное либо отгонное, специализация – выращивание крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей, а также тяглового скота (буйволов, мулов и ослов). Были развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) ремесла.
Для армянской диаспоры основными сферами деятельности в прошлом и настоящем остаются торговля, финансы, наука и культура.
У населения каждого этнографического района Армении отмечаются как общеармянские черты, так и свои особенности материальной культуры – типы поселений, жилищ, специфика костюма, пища.

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ
Основной тип традиционного жилища – глхатун (тун) – наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием (деревянным с земляной засыпкой), опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре. Жилая и хозяйственная части могли помещаться как под одной кровлей, так и раздельно (в теплых районах). Глхатун освещался через дымоход, имел вмазанные в пол глиняные печи (тониры) и стенные камины (бухари).
Реже строились дома с глинобитными стенами и плоской кровлей. В поселениях дома располагались скученно, и нередко в целях обороны соединялись тайными ходами. В горах крыша одного дома могла служить двориком другого.
В конце XIX в. в деревню проникают городские виды построек – полутора- или двухэтажные, с большими окнами, черепичной и открытой верандой. В сер. ХХ в. в Армении уже преобладает двухэтажный, многокомнатный дом из хорошо отесанных туфовых, реже бетонных блоков или дикого камня, с четырехскатной шиферной или жестяной крышей, открытой или застекленной верандой, печным или водяным отоплением и другими современными удобствами.
В процессе перестройки поселения приобретают уличную планировку, с приусадебными садами и огородами. Тонир обычно сохраняется, но выносится за пределы дома в особую пристройку.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Основу мужской и женской традиционной одежды армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки мужчины носили архалух (тип длинного сюртука) или короткие открытые жилеты и куртки. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи – черкески, подпоясывались либо поясом или (чаще у женщин) длинным шарфом. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Женщины носили расшитый передник.
Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные или тканевые шапки. Женщины покрывали голову накидками, дополняемыми ободком с различными украшениями. Обувь представляла собой поршни (сшитые из куска сыромятной кожи обувь, собранные на щиколотке ремешком), туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.
С конца XIX в. эти формы национального костюма постепенно вытесняются одеждой европейского покроя.

 

ИСКУССТВО

Варпет – это слово в Армении означает не просто большой мастер, а творец. Одним из величайших варпетов XX века, которого никто не мог превзойти в виртуозности игры на инструменте дудуке, доныне считается Ваче Овсепян.

В Армении существуют уникальный ансамбль, в котором исполнители играют только на армянских дудуках. Данный музыкальный коллектив имеет соответствующее название – «Дудукнер». Общий диапазон ансамбля, составляющий три октавы, позволяет исполнять музыку различных музыкальных направлений, от классики до джаза.

Испокон веков дудук в Армении считался исключительно мужским инструментом. Однако первой женщиной – дудукисткой, нарушившей этот стереотип, стала лауреат Всесоюзного музыкального фестиваля Армине Симонян.

Кинорежиссеры из Голливуда с большим интересом относятся к животрепещущему голосу дудука, включая его звук в музыкальное сопровождение своих фильмов. «Гладиатор», «Последнее искушение Христа», «Мюнхен», «Страсти Христовы», «Код да Винчи», «Пепел и снег», «Онегин», «Сириана», «Ворон», «Александр», «Халк», «Зена – королева воинов», «Арарат», «Игра престолов» – это только небольшой перечень из 60 известных кинофильмов, саундтреки которых украшены звуком дудука.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Основу мужской и женской традиционной одежды армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки мужчины носили архалух (тип длинного сюртука) или короткие открытые жилеты и куртки. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи – черкески, подпоясывались либо поясом или (чаще у женщин) длинным шарфом. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Женщины носили расшитый передник.
Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные или тканевые шапки. Женщины покрывали голову накидками, дополняемыми ободком с различными украшениями. Обувь представляла собой поршни (сшитые из куска сыромятной кожи обувь, собранные на щиколотке ремешком), туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.
С конца XIX в. эти формы национального костюма постепенно вытесняются одеждой европейского покроя.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ

На сегодня этническая специфика армян ярче всего отражается в национальной кухне. В основе традиционной пищи – зерновые продукты. Из пшеничной, а в прошлом и ячменной, муки в печах - тонирах выпекают тонкий хлеб лаваш, делают тонкую лапшу – аршта, слоеные пирожки с мясом – пури самса, традиционное сладкое печенье – гата, хурабиа. Отметим, что хлеб у армян имел сакральное значение. Неслучайно в старину клялись хлебом и на хлебе. Хлеб как символ благополучия играл большую роль в обрядах жизненного цикла армянского народа.
Из круп варят каши, заправляют ими супы, делают различные виды плова. Плов с изюмом обязателен на свадебном и поминальном столах. Широко распространены молочные продукты – сыры (панир, чечил), топленое масло (юх). Кислое молоко (мацун) и пахта (тан) употребляются как прохладительные напитки и как основа для приготовления супов. Из молока готовят молочный суп – катнапур.
В обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам –жареное. По-прежнему большой популярностью пользуются люля-кебаб и особенно шашлык (хоровац), который по старинным обычаям заворачивается в лаваш. Сохранилось приготовление традиционной колбасы – суджук, а также вяленного в специях мяса – бастурмы.
Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса – пшеничная каша с разваренной курятиной, кюфта – мясо-крупяные тефтели в супе, толма – овощные голубцы из виноградных листьев с мясо-крупяным фаршем. В различных видах готовится красная и зеленая фасоль (лоби). Самое национальное рыбное блюдо армян – севанская форель в различных видах.
Очень широк набор консервов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно использование пряных трав в свежем и сушеном виде. Из огромного перечня ягод и фруктов, произрастающих в Армении, самыми вкусными считаются абрикос и виноград. Из винограда производится всемирно известный армянский коньяк.

Еще одно блюдо армянской кухни -  хаш. Это блюдо служит ярким олицетворением кулинарных и вкусовых предпочтений народа. Слово «хаш» имеет армянские корни, «хашел» в переводе с армянского означает «варить».

Хаш изначально – еда бедняков. Землепашцы и бедняки долгое время подбирали говяжьи ножки, выброшенные богачами как бесполезные и вторичные продукты. Из них при долгой варке получался очень сытный и вкусный суп. Когда о хаше стали поговаривать как о лекарственном средстве со специфичным ароматом, высшие сословия стали есть это блюдо, а затем оно стало появляться и в топовых ресторанах Армении.

ПОДРОБНЫЙ РЕЦЕПТ И ИСТОРИЯ БЛЮДА

Хаш по старой традиции едят только рано утром, на завтрак. Любая хашная в Армении открывается в 4-5 часов утра, это именно то время, когда нужно есть горячий национальный суп.

Медики рекомендуют употреблять хаш на утро после щедрого алкогольного возлияния, поскольку не зря во всем мире этот густой мясной суп считается лучшим похмельным кушаньем, наряду с кефиром и рассолом.

 

Классический рецепт хаша:

Ингредиенты:

Свиные ноги – 5 шт.

Рулька – 2 шт.

Лук – 5 шт.

Перец горошком – 1 ч. л.

Перец чили – по вкусу

Соль – по вкусу в самом конце приготовления

Для подачи:

Чеснок – 1 головка

Лаваш

Лук репчатый

С вечера залить ножки холодной водой, несколько раз поменять воду. (В Армении традиционно кладут ноги в сетках на половину суток – сутки в холодный горный ручей). Опять скоблят, заливают водой, чтобы покрывало не менее 20 см и варят ножки на слабом огне, снимая пену и не соля как минимум 6-8 часов (в целом), до тех пор, пока мясо не начнёт само отделяться от костей. Затем тщательно выскоблить и вымыть рубец, положить в холодную воду, варить до исчезновения специфического запаха. Тем, кто совершенно не выносит запах рубца, можно порекомендовать варить полчаса, отвар слить, налить свежую воду и снова варить. Готовый рубец промыть и нарезать тонкими полосками, добавить к варящимся ножкам, варить до мягкости.

Традиционно соль при варке в хаш не добавляют. Рубленую зелень, соль, измельченный чеснок, тертую редьку и лаваш или хлеб подают отдельно.

 Армянский хаш, согласно традиции, положено есть только в горячем виде.