Колёсная лира
История колёсной лиры уходит вглубь веков. Прообраз его появился в X-XII веке в Западной Европе, и назывался он тогда «органиструм», или «органистр».
Лет пятьдесят-шестьдесят назад считалось, что именно она была первым в истории клавишным инструментом. Именно у колёсной лиры клавиши устроены проще всего. Там нет хитроумных механизмов, это просто продолжение пальцев музыканта. Нажал клавишу – прижал струну.
На самом деле клавиши изобрели за полторы тысячи лет до появления органиструма, предка колёсной лиры. Механик Ктесибий, их создатель, возможно, был учеником самого Архимеда, и ему не нужен был никакой примитивный прообраз, так что сделал он их сразу сложными. Но позже клавиши потерялись на дорогах истории, и их пришлось изобретать заново.
На древнейших органах играли без клавиш, только с помощью задвижек, но они неудобные и очень медленные – быструю музыку на них не сыграть. Клавиши же на органиструме появились примерно тогда же, когда и на органе. С огромным органом не поэкспериментируешь, слишком он сложный и слишком дорого стоит. И вполне возможно, что во второй раз клавиши изобрели именно для малого струнного инструмента.
Играли на органиструме два музыканта – один крутил ручку с приводом на колесо, которое тёрлось о струны и извлекало звуки; а другой, собственно, выводил мелодию поднятием нужных клавиш:
В отличие от большинства инструментов, органиструм появился изначально как инструмент для богослужений (не все церкви могли позволить себе орган), и на нём играли в церквях и монастырях – это в некотором роде определило всю его дальнейшую судьбу.
Позже он уменьшился, чтобы с ним мог справиться один музыкант. Так появилась колёсная лира. Одной рукой исполнитель вращает колесо, другой нажимает на клавиши. Колесо задевает сразу все струны инструмента, поэтому лира играет аккордами.
Среди народных инструментов это действительно единственный клавишный инструмент. Знаменитая клавишная скрипка никельхарпа – его «дочь».
Колёсная лира относится к категории струнных, фрикционных инструментов. Она быстро распространилась по Европе, будучи одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. Уже тогда он перестал называться «органиструм». В каждой стране, где он имел распространение, инструмент имеет своё название; в мировой культуре наибольшее распространение имеет английское название харди-гарди (hurdy-gurdy).
К XV веку колёсная лира утратила популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных и умственно отсталых, которые исполняли песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке она снова вошла в моду среди аристократов, потом отправилась обратно «вниз». В начале XX века лирников даже преследовали, потому что считали попрошайками.
На Руси лира появилась в XVII веке. Предположительно, была завезена из Украины, где была чрезвычайно популярна. На ней играли бродячие музыканты, калики перехожие и слепые, исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи. Появление лиры на Руси ознаменовало собой закат скоморошества, в связи с гонениями со стороны власти и духовенства
В СССР колёсную лиру усовершенствовали: увеличили количество струн, обогатив звучание, вместо колеса поставили ленту-трансмиссию, добавили приспособление, меняющую силу нажима на струну.
В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.
***
Выглядит инструмент достаточно необычно. Особенность инструмента – струны натягиваются почти как в обычном струнном инструменте, но звук извлекается не обычным смычком, а деревянным колесом, исполняющим роль бесконечного смычка, так что звук похож на волынку. Две (и больше) струны не изменяют своей высоты и гудят постоянно – это называется «бурдон», а одна (и больше) струна под воздействием клавиш изменяет длину и высоту звучания – это голосовая струна. В самом древнем варианте было 2 бурдона и 1 голос. В современных харди-гарди встречается и более десятка струн, а также всякие новшества вроде «жужжащего мостика», позволяющего отбивать ритм с помощью изменения скорости вращения колеса.
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладким и хорошо наканифоленным.
***
Для извлечения мелодии исполнитель кладёт инструмент на колени, для большего удобства лиры оснащены ремнями. Важный момент – колковая коробка располагается по левую руку от музыканта, слегка отклоняется в сторону, чтобы клавиши не напирали на струну. Правой рукой исполнитель медленно вращает рукоятку, приводя в движение колесо. Левая рука работает с клавишами.
Часть музыкантов исполняют мелодии стоя. Такое положение во время игры требует гораздо большего мастерства.
***
Колёсная лира – современное, официальное название инструмента. В разное время и в разных странах инструмент называли по-разному:
- Drehleier – одно из немецких названий. Также инструмент на территории Германии назывался «betterleier», «leier», «bauernleier»;
- Рыля – украинское название лиры, пережившей невероятную популярность среди местного населения на рубеже XVIII-XIX веков;
- Vielle – французское «имя» лиры, и далеко не единственное. Её также называли «vierelete», «Sambuca», «chifonie»;
- Hurdy-gurdy – английское название, применяемое русскими исполнителями – звучит, как «харди-гарди»;
- Ghironda – итальянский вариант. Также в этой стране к лире применимы слова «rotata», «lira tedesca», «sinfonia»;
- Tekero – под таким именем лиру знают жители Венгрии;
- Lira korbowa – так звучит название инструмента на польском языке;
- Ninera – под этим именем существует лира в Чехии.
***
Первоначальная роль инструмента – аккомпанемент. Под звуки лиры танцевали, пели песни, рассказывали сказки. Современные исполнители расширили этот перечень. Несмотря на то, что сегодня популярность колёсной лиры не так велика, как в эпоху Средневековья, музыканты фольк, рок-групп, ансамблей, играющих джаз, включают её в свой арсенал.
Среди наших современников использовали усовершенствованную лиру:
Р. Блэкмор – британский гитарист, лидер группы «Deep Purple» (проект «Blacrmore’s Night»).
Д. Пейдж, Р. Плант – участники группы «Led Zeppelin» (проект «No Quarter. Unledded»).
«In Extremo» – популярный немецкий коллектив, играющий в стиле фолк-метал (песня «Captus Est»).
Н. Итон – английский шарманщик, также играющий на колёсной лире.
«Песняры» – вокально-инструментальный ансамбль советского периода, включающий музыкантов русского, белорусского происхождения.
Ю. Высоков – солист русской рок-группы «Общежитие».
Б. Маккрири – американский композитор, написал саунд-треки к сериалам «Чёрные паруса», «Ходячие мертвецы» с участием колёсной лиры.
В. Луферов – российский музыкант, играет на этом инструменте сольные произведения.
«Kaulakau» – четвёрка испанских музыкантов, играющих в стиле фолк-джаз.
«Eluveitie» – швейцарская фолк-метал группа.
«Omnia» – музыкальная группа, имеющая нидерландско-бельгийский состав, сочиняющая произведения в стиле фолк.
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/id/5adc9e5457906ae64534837d/kolesnaia-lira-5b2ead88b0e64500a89f6f74
https://muzinstru.ru/strunnye/kolesnaya-lira
https://www.perunica.ru/kultura/9139-pro-kolesnuyu-liru-nachalo.html