Дед Мороз
Никто из нас не представляет себе новогоднего праздника без участия его главных героев – Дедушки Мороза и его внучки Снегурочки. История Деда Мороза длинная и запутанная – это история формирования образа главного зимнего волшебника-дарителя нашей страны. Его характер и внешний облик вырисовывались постепенно на протяжении многих лет. Мнения специалистов по истории сказочного героя не всегда совпадают и являются предметом дискуссий. Многие из них убеждены, что появление такого волшебника-дарителя на русской почве и включение его в массовое сознание тесно связано с широким распространением в России в начале XX века рождественских и новогодних открыток. В печатных и сетевых изданиях стало общим местом утверждение, что прообразом современного Деда Мороза является дохристианский жестокий холодный дух. Он у древних славян носит имя Студенец, Трескун, Морозко, Карачун. Считалось, что Мороз бродит по лесам и стучит своим могучим посохом, отчего в этих местах начинаются трескучие морозы, проносится по улицам, отчего на окнах появляются незамысловатые снежно-морозные рисунки. От него зимой исходит большая опасность, поэтому надо прибегать к магии, чтобы его умилостивить, что и делали славяне, подкармливая этого недоброго духа.
Учёные считают, что теория мифа никак не связана с формированием образа Деда Мороза, и мифический холодный дух не является прототипом современного волшебника-дарителя, между Дедом Морозом и Дедом Трескуном нет никаких типологических совпадений. Реальный прообраз Деда Мороза, в котором угадываются черты современного волшебника, впервые появляется в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». В 1840 году вышла книга писателя «Сказки Дедушки Иринея», в состав которой вошла сказка про морозного героя.
Исследователи справедливо утверждают, что на страницах именно этой книги впервые предстаёт узнаваемый добрый и справедливый волшебник. Образ Мороза Ивановича с полным основанием следует считать прототипом современного Дедушки Мороза. Предполагают, что литературной основой для Одоевского послужила народная сказка «Морозко». Впоследствии добрый волшебник из сказки Одоевского окажет влияние на формирование образа Деда Мороза.
Существует ещё мнение, что прообразом сегодняшнего Дедушки Мороза был человек по имени Николай, который жил в III веке нашей эры на берегу Средиземного моря. По преданию, Николай был выходцем из достаточно богатой семьи и с радостью помогал всем бедным и нуждающимся, а также проявлял особую заботу о детишках. После смерти Николая канонизировали и причислили к лику святых. Некоторые исследователи однако полагают, что в Святого Николая он у нас не мог превратиться в силу глубокого религиозного почитания образа святителя. Профанировать личность святого, как это произошло на Западе, у нас было невозможно.
Первый раз Дед Мороз стал тем, кем он является для нас сегодня (добрый волшебник-даритель), в 10-е годы XX века. Главную роль в этом сыграла поздравительная открытка. В Америке и Европе в XIX века сформировалась устойчивая традиция отмечать Рождество с участием Санта Клауса или местного волшебника, которые являются на праздник с подарками. До эпохи глобализации было ещё очень далеко, поэтому в разных странах он имел свои национальные особенности. Под влиянием этого западного «Рождественского Деда» на русской почве появился свой Дед Мороз. Как это произошло?
На рубеже XIX-XX веков образованная часть русского общества знакомится с поздравительными открытками, среди которых заметное место занимали рождественские. Они быстро становятся необыкновенно популярными.
В книге Марии Чапкиной «Русская рождественская и новогодняя открытка» приводится такой факт: «В Рождество 1909 года и Новый 1910 год петербуржцы обменялись 10 миллионами поздравлений». Культура поздравления с помощью открытки проникает во все слои образованного общества. Миллионы открыток импортировались в Россию из Германии, Швеции, Франции и других европейских стран. Зачастую в готовые изображения просто впечатывались русские тексты.
В начале века русские люди с удивлением смотрели на открытки, на которых был изображен старик с мешком или коробом за плечами. Он поздравлял с Рождеством или с Новым годом. Первоначально в России его называли «Ёлкич», «Рождественский дед», «Святочный Дед». Последнее имя встречается у Бориса Пастернака в стихотворении «Иней». Но под влиянием Морозко из народной сказки и Мороза Ивановича из одноименной литературной сказки Владимира Одоевского открыточный образ стал у нас добрым волшебником Дедом Морозом. Это произошло в 10-ые годы 20-ого столетия, и русская Рождественская открытка с документальной точностью подтверждает этот факт.
На почтовых миниатюрах массово появляются надписи с именем Деда Мороза: «Мороз-дедушка хитёр. Только дунет – и узор…». «Что ты, дедушка Мороз, нам для праздника принес?» «Пришёл дедушка Мороз. Игры новые принёс». «Дед, зайди-ка к нам в избушку и оставь для нас игрушку». «Всё увидит, утром встанет, Дед Мороз уж не обманет». Также претерпевает изменение внешний облик дарителя.
На отечественных Рождественских открытках он часто появляется в одежде простого русского крестьянина в валенках, полушубке и простой меховой шапке. Например, таков образ Дедушки Мороза на открытках, автором которых является художник А. Лавров. Кроме того, характер и поведение волшебника претерпели серьезные изменения по сравнению с литературным Морозом. Он подобрел, стал более понятным и человечным. Теперь, чтобы с ним встретиться, не надо попадать в потусторонний мир. Он сам приходит на светлый праздник Рождества и приносит кучу подарков и новогоднюю ёлку. Таким образом, на формирование образа Деда Мороза оказали влияние три фактора: во-первых, западный волшебник-даритель, во-вторых, герои русских сказок, в-третьих, широкое распространение рождественской открытки.
Вместе с тем в реальной жизни «живой» Дед Мороз в качестве волшебника-дарителя редко приходил к детям с подарками в то время. Вскоре началась Первая мировая война, и стране стало не до праздничных ритуалов. С 1927 по 1935 год Дед Мороз и новогодняя елка находятся под запретом. Против Деда Мороза и новогодней елки разворачивается идеологическая война. На пропагандистских плакатах 20-х годов появляется карикатурный образ волшебника. Он заклятый враг Советской власти, неслучайно за ним прячутся такие отщепенцы, как поп и кулак. Впрочем, существует множество воспоминаний, свидетельствующих о том, что многие люди эти запреты обходили. Ёлки для детей устраивались, только в тайне от чужих глаз. А с ролью Дедушки Мороза отлично справлялся отец семейства или очень близкий человек. С тех пор папы сохраняют традицию превращаться в Дедов Морозов для любимых чад на Новый год.
В декабре 1935 года елка, а с нею и Дедушка Мороз как главный герой новогоднего праздника были неожиданно реабилитированы. В главной газете Советского Союза – газете «Правда» 28 декабря 1935 года была опубликована небольшая заметка за подписью второго секретаря ЦК компартии Украины Павла Постышева. Он предложил организовать для детей хорошую ёлку. Скорее всего, инициатива, на самом деле исходила от первого лица страны, лучшего друга всех детей товарища Сталина. Любая строчка в такой газете, как «Правда», это в советское время руководство к действию. Буквально через день, 30 декабря 1935 года, в Харькове впервые в СССР была организована большая ёлка, на которой присутствовали 1200 школьников.
В начале января 1936 года во многих городах Советского Союза прошли организованные комсомольцами новогодние ёлки. На некоторых из них появился главный герой праздника Дед Мороз. 1937 год, как и последующие, отмечался торжественно и повсеместно. Елки на главных площадях городов наряжались почти в обязательном порядке. Так, в Москве были установлены целых две огромные елки. Одна лесная красавица украсила собой Манежную площадь. Другая была установлена столичном парке имени Горького. В том же году, 1 января, в Доме Союзов проводится новогодний бал для школьников-отличников. Возникает традиция проведения главной елки страны. Ёлка здесь украшена тысячами новогодних игрушек и шаров с идеологическим содержанием.
Спустя годы, сохранив статус главной, елка переедет в Кремль, а попасть на Кремлевскую елку будут мечтать миллионы маленьких жителей страны Советов. 30-50-е годы – окончательное формирование образа Деда Мороза и традиций празднования Нового года в СССР. В эти годы устанавливается канон, согласно которому празднуется Новогодний праздник. В общих чертах сюжет празднования сохраняется до сегодняшнего дня. Главный герой – добрый волшебник Дед Мороз. Его костюм за прошедшее время постепенно эволюционировал в сторону более богатого оформления. Крестьянский тулуп стал в XXI веке боярской шубой. В руках у Деда Мороза волшебный посох, с помощью которого он творит чудеса. Чтобы Дедушка Мороз пришел, его необходимо позвать. Дети и взрослые громко скандируют: «Дед Мороз! Дед Мороз!». Как правило, любимого дедушку сопровождают различные зверушки: зайчики, белочки, медвежата.
Они появлялись на елках уже тогда, когда никакой Снегурочки у волшебника не было. В 50-е годы в свите волшебника появилась Снегурочка и Мальчик Новый год. И если Снегурочка сохраняет свой статус главной помощницы Деда Мороза на новогоднем празднике, то Мальчик Новый год почему-то стал редким гостем, про него забыли. С 1998 года по инициативе столичного мэра Юрия Лужкова и губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева реализуется проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Проект получает государственное финансирование. В Устюг приходят столичные деньги. Волшебник становится частым гостем на московских праздниках. Его приезды в Москву и встречи с мэром широко освещаются на центральных каналах телевидения. Очень скоро страна с удивлением узнает, что настоящий Дед Мороз живет, оказывается, в Великом Устюге, при чем круглогодично: не только зимой, но и в другие времена года. Начинается триумфальное шествие (в прямом смысле) великоустюгского волшебника по России. Дед Мороз становится популярной медийной персоной, раздает многочисленный интервью. Он частый гость на различных праздниках и фестивалях.
В самом городе в разные годы появляются Резиденция волшебника, Почта Деда Мороза, Дом моды зимнего кудесника, Ледовая Мороз Арена, а в окрестностях вотчины создают целый Зоопарк Деда Мороза (сказочный подарок Правительства Москвы Великому Устюгу). Поток туристов, которые стремятся посетить родину Деда Мороза, вырастает в тысячу раз. Появление в Великом Устюге морозного волшебника как драйвера успешного развития территории дало толчок к стремительному расселению на просторах России многочисленных региональных и национальных Дедов Морозов и других зимних сказочных персонажей. В регионах появляются свои зимние герои со своей региональной или национальной спецификой. Примером для развития новых проектов становится живая история Великоустюгского Деда Мороза. Возникает некая иерархия сказочных персонажей. Великоустюгский Дед Мороз занимает по отношению к своим собратьям-коллегам по профессии главенствующее положение. Его авторитет непререкаем. Другие волшебники – его младшие братья.
В Великом Устюге на появление национальных и региональных конкурентов отреагировали быстро. Чтобы выделить своего волшебника, местные креативщики присвоили ему громкий титул «Российский». Если вы считаете, что сейчас в Великом Устюге живет просто Дед Мороз, то вы заблуждаетесь. Надо говорить: Российский Дед Мороз. Только так и не иначе. Перечислим несколько узнаваемых Дедов Морозов и других персонажей сказочного сообщества. Кыш Бабай из Татарстана, Тол Бабай из Удмуртии, Ямал Ири с далекого севера, Карельский Морозец Паккайне, Чысхаан из Якутии, Байкальский Дед Мороз, Мороз Добродеевич из Соснового Бора, Вятский Дед Мороз, Девица Метелица из Вятских Полян, Архангельский Снеговик, Матушка Зима из Яренска и многие другие зимние и не зависящие от времени года сказочные персонажи.
История Деда Мороза интересна и увлекательна. Она продолжается создаваться на наших глазах. Впереди много интересных открытий и наблюдений. Энциклопедия Деда Мороза ставит задачу собрать максимальное количество фактов, имеющих отношение к этому уникальному культурному феномену России.
Использована информация из источников: