+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Хакасские шашки – тобит

Программист, выпускник инженерно-технологического института ХГУ Вячеслав Сазанаков разработал игровое приложение «Тобит» – хакасский вариант шашек. Автор говорит, что эта простая и доступная игра придумана ещё хакасскими скотоводами и прекрасно развивает логику и память.

«Дизайн приложения я сделал максимально простым, чтобы не нагружать систему. В игре используется национальная терминология. К примеру, линии на игровом поле называются чолами, а начальные фигуры хулами, которые могут ходить прямо, влево и вправо», – пояснил автор.

Запускается приложение с помощью открытия исполняемого файла. Предназначена игра для детей от 8 до 14 лет. Она способствует развитию логического и тактического мышления, а также воспитанию национального самосознания через стремления к изучению своей малой родины, в том числе истории, традиций и обрядов.

В перспективе планируется улучшение версии данного приложения для компьютера, а также создание мобильной версии, в том числе возможностью состязаться через интернет с другими игроками.

В настоящее время наиболее распространёнными видами шашек, хорошо известными в более чем трёх-пяти странах мира, являются: стоклеточные (международные), русские, бразильские и английские (чекере) шашки. Каждая из этих разновидностей шашечной игры имеет свою историю развития и спортизации, и именно по этим видам проходят различные официальные мировые первенства, входящие в единую систему соревнований. Исторически в России наибольшей популярностью пользуются два вида шашек: русские и стоклеточные.

 

Первым исследователем народных игр в стране ещё в прошлом столетии был Евгений Петровский. В опубликованной им книге «Детские игры, преимущественно русские» он описал большое количество игр, дал им классификацию: считалочки, дразнилки, игры подвижные, сидячие...

В настоящее время в стране стремятся возродить детские игры, в которые играли наши предки. В книге А.Г. Кильчичакова «Хакасские народные игры и состязания» инициативные и творческие учителя попытались описать и классифицировать хакасские игры: настольные игры, единоборства, упражнения с тяжестями, состязания, имеющие прикладное значение, конные соревнования, игры на местности.

Настольные игры – это игры, ориентированные на спокойное общение и не требующие специального оборудования и приспособлений.

Например, игра «Тобит» – хакасский вариант шашек. Очень простая и доступная игра. Она развивает память, логическое мышление. Игра была любимым развлечением скотоводов. Сетка для игры чертилась прямо на поверхности земли, фигурами для игры служили хазыхи или другие кости домашних животных. Существовало несколько вариантов игры. Последние изменения в правилах внесены после республиканской Спартакиады национальных видов спорта.

 

Доска и фигуры

На доске нанесена сетка, которая состоит и девяти линий – чолов, пять из которых параллельны друг другу и равны по длине, пересекаются под прямым углом четырьмя параллельными друг другу и равными по длине чолами, причём концы их переходят за пересекаемые ими линии.

– Пространство между чолами, называемое «кол» (озеро), имеет форму квадрата. Чолы, направленные от одного партнёра к другому, считаются продольными, пересекающие их – поперечными.

– Фигуры для игры (12 черных и 12 белых) – «хулы» (рабы), расставляются на противоположных концах продольных чолов, а также на перекрёстках продольных и крайних поперечных чолов.

 

Ходы фигур

– Хулы ходят по чолам прямо вперёд, вправо, влево, на расстояние до соседнего свободного перекрёстка. Если в процессе игры хул достигает противоположного конца любого продольного чола, он превращается в тобит, получая новые права. У каждой стороны одновременно может быть несколько тобитов.

– Тобит, в отличии от простого хула, имеет право ходить на любой из свободных перекрёстков по чолам, по прямой в любом из четырёх направлений. Становиться может только на свободные перекрёстки или концы чалов. Перескакивать через свои хулы тобит не может.

 

Взятие фигур

– Хул при своём ходе обязан взять фигуру (хул, тобит) соперника, если последняя находится на соседнем по чолу перекрёстке и перекрёсток за чолом свободен. Фигура, совершившая ход, становится на этот перекрёсток, перескакивая через фигуру соперника. Последняя снимается с доски. Брать фигуры разрешается со всех четырёх сторон.»

– Тобит в своём ходе обязан взять фигуру соперника независимо от количества свободных перекрёстков до него по чолу, если за этой фигурой есть свободный перекрёсток (конец чола). Если за снимаемой фигурой несколько свободных перекрёстков подряд, берущий тобит может остановиться на любом из них.

– В один ход хул (тобит) должен взять все фигуры соперника, стоящие на его пути. При возможности взятия по двум или трём направлениям право выбора предоставляется берущему. Также он сам выбирает в случае возможности взятие хулом или тобитом.

 

Ход

– Ходом считается передвижение хула от одного перекрестка к другому. Взятие, независимо от числа фигур, есть один ход.

– Право первого хода за белыми фигурами.

 

Нотация

– Нотацией игры в тобит называется система условных обозначений. Так все концы чолов и перекрестки нумеруются от1 до38.

– В начале игры партии белые хулы занимают номера от1 до 12, чёрные- от 27 до 38.

– Ход записывается через тире (7-14, 29-22) и т.д. При взятии запись такая же, только вместо тире ставится двоеточие (8:22). Ели взято несколько фигур, записывают все перекрёстки, на которых совершалось изменение направления взятия (7:21:23:36).

 

Определение результатов

– Результатом встречи может быть утыс – победа, чарым утыс – частичная победа, или хайым – ничья.

– Партия считается проигранной одним из участников, если:

1. он признал поражение;

2. все его фигуры взяты;

3. все фигуры лишены возможности сделать очередной ход, т.к. перекрыты фигурами соперника на концах чолов. Победитель за утыс получает 2 очка, проигравший – 0.

– Хайым заключается:

1. по обоюдному согласию игравших;

2. при невозможности закрытия последней фигуры соперника при преимуществе в одну фигуру;

3. при трехкратном повторении позиций.

Обоим игрокам присуждается по 1 очку.

– Чарым утыс объявляется при преимуществе у одного из игроков в 2 и более тобитов. Имеющий преимущество получает 1,5 очка, другой – 0,5 очка.

 

Проведение соревнований

В зависимости от числа участников соревнования могут проводиться по круговой, олимпийской и т.д. системам. Возможны варианты с делением на группы и последующим финалом. Характер соревнований (личные, командные) указывается в положении о проведении.

Вариант. Наиболее распространенным является вариант, в котором сетка состоит из 4 продольных и 4 поперечных чолов. Остальные правила такие же.

 

Использована информация из источников:

https://infourok.ru/master-klass-na-temu-hakasskie-shashkitobit-1026690.html

https://pulse19.ru/103857-sygrat-v-hakasskie-shashki-teper-mozhno-i-virtualno/