Эвенкийский новый год Мучун
Мучун - эвенкийский новый год. Эвенкийский народ прошёл сложный путь исторического развития. В суровых природно-географических условиях, в бескрайних просторах тундры, в глухой тайге они выстояли в каждодневной борьбе за жизнь. В этой борьбе формировалась максимально приспособленная к местным условиям материальная культура, своеобразная духовная культура, вырабатывались рациональные приемы хозяйствования.
И в настоящее время, культура аборигенного народа, основанная на традиционном укладе таёжной жизни, традициях и обычаях оказывается хрупкой и беззащитной перед массивом культуры других, более многочисленных народов во всех её позитивных и негативных проявлениях. Она растворяется, ассимилируется, исчезает.
Поэтому очень важно сохранить эту культуру не только на сценических подмостках, на выставках декоративно-прикладного творчества, но и в реальной жизни. Это ценно для народа, потому как именно со своей культурой, сохранив свои традиции, обычаи и язык народ имеет право называться народом. В равной степени это ценно для мира, так как мировая культура, только тогда остается мировой, когда она представлена всем многоцветьем и палитрой культур народов населяющих нашу планету.
Эта особенность весьма существенна. Она требует бережного отношения к культуре малочисленных народов Севера.
Эвенки с древних времен праздновали Новый год летом и называли этот праздник «Мучун».
Празднование «Мучун» (дословный перевод с эвенкийского – время, когда земля обновляется, переодевается, зеленеет). Связан он с началом лета, которое наступает после того, как распускаются первые почки лиственницы и кукушка начинает отсчитывать летние часы, наступает эвенкийский Новый год.
Кочующие по тайге эвенки собирались родами в одном обговорённом месте, подводили итоги минувшей зимы и намечали планы и задачи на новый зимний период. И, конечно, угощались тем, что тайга послала, веселились и водили свой знаменитый хоровод «Ёхарьё», нередко гуляли свадьбы. Такая встреча длилась не один жаркий день и тёплую белую ночь, люди спешили насладиться обществом друг друга перед тем, как вновь пуститься в аргиш (кочевание) по бескрайним просторам тайги.
Праздник традиционно начинается с обряда очищения «Икэнипкэ». Обряд осуществляется на тропе, содержащей шесть этапов.
Начинается ритуал со священного дерева, обладающего волшебной силой мусун. Эта сила оберегает людей от болезней и всяких неприятностей, помогает на охоте. на дерево подвешиваются разноцветные ленточки с просьбой о благополучии в наступившем году.
Ежегодно для ритуала строится чум – дю, иначе чичивка (тренога). Внутри треноги сооружается дымокур из веток багульника – проходя сквозь него, люди получают благословение.
Затем начинается испытание. Эвенки считали дух Хэвэки добрым, благожелательным и постоянно заботящимся о жизни человека, к нему обращались со всякими просьбами, но прежде всего просили послать мясного зверя. Считалось, что он находился в Верхнем мире выше седьмого облака. Вместо облаков ставились семь кочек (тувур), по ним прыгали от кочки до кочки к мосту (тыгдылону).
Тыгдылон – этот путь эвенки проходили, т.к. вода для них считалась поилицей и кормилицей. Река давала им рыбу, а рыба была одним из символов эвенкийских духов.
Шли, как будто поднимаясь в гору в страну света, где культ света отображал особенность праздничного сезона, весенние «белые ночи».
«Туктывун – Урэ – Туктывун» эвенки проходили семьями, чтобы вступить в Новый год эвенкийского календаря.
Последним испытанием было «Солипка» – традиционное очистительное кольцо из веток тальника.
Пальмой, кото (сабля) гнали болезнь от туктывуна (горы) в сторону тыгдылона (моста) в том направлении, которое обозначало Нижний мир и прошлое.
Считалось, что все неудачи уйдут вместе с уходящим годом. Через кольцо неудачи пройдут, поэтому оно было последним.
Традиционно праздник проводится в первую субботу июня.
Использована информация из открытого источника
https://www.dk-evenkia.ru/muchun