Якутская борьба хапсагай
Первое упоминание о Хапсагай встречается в эпосе Олонхо, где используя приёмы данной борьбы, мужественный богатырь одерживает победу над «тёмными силами».
Название борьбы «Хапсагай» можно перевести с якутского, как «ловкий» или «проворный».
Согласно сохранившимся приданиям, в древности обучение навыкам искусство ведения боя без оружия являлось важнейшей частью подготовки и воспитания воинов. А воины входили в отдельные, особые и весьма уважаемые кланы, войти в который можно было либо по рождению, либо в очень юном возрасте, если кто-то из старших воинов клана брал ребёнка себе в ученики.
Только тот, кто входил в воинский клан обучался военному делу. Но лишь избранные, лучшие ученики удостаивались чести обучаться секретам мастерства. Сам процесс обучения хранился в строжайшем секрете и был закрыт для посторонних.
Помимо непосредственно боевого применения, Хапсагай нередко демонстрировался на различных праздниках, свадьбах, во время скачек лошадей. Также с древних времён проводились соревнования по Хапсагай, а также дружеские и показательные выступления борцов, которые демонстрировали приёмы борьбы.
В прежние времена судил поединок – наиболее почетный из гостей. Соперники же до начала поединка не видели друг друга, они находились в разных берестяных чумах покрытые бычьей кожей. Место поединка представляло собой поляну, вокруг которой сидели многочисленные зрители.
Увидеть друг друга борцы могли только после того, как их выводили на середину круга. Лишь оказавшись лицом друг к другу с борцов срывали покрывала и начиналась схватка. Поединок начинался по команде судьи. Соперники с разбега бросались, друг на встречу другу, пытаясь свалить соперника с ног.
Изначально, поединок не был ограничен по времени и мог продолжаться несколько часов, до полной победы одного из борцов.
Победивший в поединке борец получал «Мюсэ» – варёную бедренную кость жеребца с мясом в верхней части, либо ему наливали чарку кумыса и исполняли в его честь особую песню.
Первые официальные соревнования по Хапсагай состоялись в 1932 году. Впоследствии соревнования проводились регулярно.
В настоящее время Хапсагай является официальным видом борьбы и признан Международной федерацией объединённых стилей борьбы (FILA). Также он включён во Всероссийский реестр видов спорта и является официальным на территории Российской Федерации.
В настоящее время соревнования по якутской национальной борьбе проводятся на борцовском ковре, диаметром 10 метров.
Согласно правилам любое касание борцом ковра любой частью тела, кроме ступней – засчитывается, как поражение. Исключение в современных правилах составляет касание ковра одной рукой, за что засчитывается штраф в 1 балл. Касание двумя руками – рассматривается, как поражение. При проведении атакующего приёма борец должен остаться на ногах.
При этом Хапсагай допускает любые захваты за любую часть тела, исключая пальцы рук и ног. Помимо захватов в борьбе применяются обвивы, подсечки, подножки, зацепы, выхваты, отхваты, подсады, а также различные виды бросков.
Одними из самых распространенных приемов в Хапсагай являются:
Тюргэн – сваливание противника захватом головы и ноги;
Халбарыйыы – проход в ноги и бросков через грудь;
Халбарыйан тэбии – передняя подсечка.
Продолжительность поединка, согласно правилам не должна превышать 10 минут
Помимо единоборства, когда борцы выходят один на один, существуют и групповые направления борьбы, известные с древности. В частности – Хомуур Хапсагай.
Данный вариант борьбы является командным. Количество борцов в каждой команде – не менее пяти. При этом должны быть представлены борцы в разных весовых категориях.
Поединки в турнирах по групповой борьбе, как правило проводятся следующим образом: сначала выходят по одному борцу от каждой команды, затем по два и так далее.
В финальном поединке борются все борцы каждой команды. Происходит так называемый поединок «стенка на стенку».
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:
https://karate42.ru/index.php?id=1318&doc=nats_borba
https://worldmartialarts.ru/hapsagaj/
https://infourok.ru/user/burcev-vasiliy-anatolevich/blog/yakutskaya-nacionalnaya-borba-hapsagay-30398.html