Немного о калошах
Осень часто «радует» пешеходов лужами на дорогах – холодно и мокро. Под такую погоду придумана специальная обувь, в том числе сапоги резиновые, и всевозможные пропитки водоотталкивающие. А в дореволюционные времена улицы даже крупных городов в плохую погоду были ещё и очень грязными. Не удивительно, что самым «осенним» видом обуви стали галоши.
4 февраля – день рождения резиновых калош. Дата этого неофициального праздника спорная, как и написание слова: «калоши» или «галоши»? Так или иначе, в современном понимании практически каждый человек знает, что калоши – это обувь или аксессуар для обуви. В 1920-е годы в России существовала даже мода на ношение калош, а для Советского Союза этот предмет был частью экспорта.
Возвращаясь к Красноярску, можно сказать, что калоши долгое время были лучшей скальной обувью для красноярских столбистов. До калош долгое время эту нишу занимали лапти: и скала чувствовалась, и сцепление было неплохим. Но в начале XX века красноярцы открыли калоши. Они обеспечивали прекрасное сцепление с сиенитовой поверхностью скал и стали главным опознавательным знаком настоящего столбиста.
Калоши были разные: низкие и высокие, с разным протектором. Лучше были с пупырчатой подошвой – они хорошо держали на скале. По качеству самые хорошие калоши были томские, но купить в Красноярске их было невозможно. Поэтому скалолазы собирали деньги и отправляли человека в Томск, который привозил на всех несколько мешков обуви. Стоили калоши один рубль.
Брали калоши на один-два размера меньше, чтобы сидели на ноге как влитые. Надевались они на тонкий носок. На пятке делались специальные подвязки, которые обвязывались поперёк стопы и на щиколотках, как балерины завязывают пуанты – так они сидели плотно и не спадали.
Ещё на Столбах есть такое понятие – калошевание – шутливое «посвящение в столбисты». За первый покоренный Столб опытный столбист бьет новичка три раза калошей по заднему месту, а тот должен сказать «Спасибо за науку».
Британский национальный музей альпинизма и скалолазания, что у городка Кэсвик в Камбрии, 50 лет назад заполучил в свои фонды очень ценный экспонат, который навсегда связал его с далёкой Сибирью, и с Красноярском в частности.
В Красноярске ещё в 60-е годы прошлого века Александр Губанов стал первым абсолютным чемпионом Советского Союза по скалолазанию. В 1973 году Губанов был участником советской сборной на международных сборах альпинистов в Северном Уэльсе. Тогда на глазах у всех спортсменов с трехсотметровой стены сорвалась связка альпинистов из Швейцарии. Шедший первым парень сорвался, под его весом вылетели все закладки, кроме одной, самой нижней. Пролетев метров 40-50, он повис на верёвке мёртвым. На другом конце верёвки застыла в оцепенении страховавшая его девушка, Рита Вернли. Единственная закладка под тяжестью двух тел могла вырваться в любую секунду.
Среди наблюдающих после криков ужаса наступило замешательство: как спасти девушку с отвесной стены? Пока остальные думали, Александр в своих резиновых калошах без страховки легко взбежал на стену, подошёл к спортсменке и закрепил верёвку, по которой к нему на помощь поднялись два английских скалолаза. А Шура спустил девушку на спине вниз.
Своим мастерством, смелостью и решительностью Губанов поразил зарубежных спортсменов. Его попросили подробно рассказать о скалолазании, о красноярских Столбах. По просьбе англичан Губанов подарил им свою «необычную» обувь, которую, позднее, в газетах называли «секретным оружием русских», помогающим побеждать на соревнованиях. Сейчас галоши Александра Губанова вместе со снаряжением знаменитых горовосходителей хранятся в Британском национальном музее альпинизма.
Сейчас столбисты уже не ходят в калошах, на смену им пришли скальные туфли, но для красноярцев эта обувь остается своеобразной святыней, талисманом.
Думается, что именно остроносые калоши советского производства и послужили прообразом заграничных скальных туфель.
Калоши прочно вошли в российский быт во второй половине XIX века. Они оказались действительно полезной вещью. С одной стороны они предохраняли от сырости обувь, которая стоила достаточно дорого. С другой стороны обувь в галошах оставалась чистой, поэтому сменная обувь не требовалась. Это было особенно актуально при походах в гости. Хозяева не беспокоились, что визитеры могут наследить или, тем более, испачкать ковры.
Из воспоминаний художника Александра Васильева: «И обязательно носили калоши! Это теперь их не стало, а прежде… Специальные ящички имелись для калош под крючками вешалки, или же гардеробщики писали номер мелом на подошве. Калоши терялись, забывались, обменивались, рвались, оставались в луже и пр. Шутники прибивали калоши к полу, и можно было упасть, «войдя» в них. Существовала целая «индустрия» уличных заливщиков калош, то есть сапожников, ставящих резиновые латки на дырки. Часто латки были красные. Ведь резину брали тоже от старых, рваных автомобильных или велосипедных камер, а они бывали и красными. Вопль «Где мои калоши!» преследовал нас в те годы. Особенные мучения они доставляли театральным гардеробщикам. Ведь каждую пару надо было взять в руки и поставить под пальто. И в грязь – чистое мучение». Художник описывает 1920-е годы, но и до этого галоши хранились также.
В крестьянской среде калоши были вещью чрезвычайно модной. Некоторые надевали их на сапоги даже в сухую погоду. С одной стороны, по крестьянским меркам галоши стоили весьма недешево, с другой считались привлекательным атрибутом городской жизни.
Нет единого мнения о том, кто и когда изобрел первые калоши. По одной версии каучуковую обувь изобрели индейцы Южной Америки, а европейцы переняли их опыт в начале XIX века.
По другой версии некий англичанин Рэдли, постоянно страдавший от простуды из-за слякоти, заинтересовался защитными футлярами для обуви «gallicae», которые упоминал Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне». В 1803 году Рэдли запатентовал чехлы для обуви из ткани, пропитанной сырым соком каучукового дерева. Но на морозе чехлы становились хрупкими и трескались, а в жару были липкими и неприятно пахли.
Первые резиновые калоши были предложены американским изобретателем и бизнесменом Чарльзом Гудричем в Бостоне 4 февраля 1824 года. В 1839 году Чарльзу Гудьеру удалось вулканизировать резину, и это нашло применение в том числе при производстве обуви. Сначала такая обувь стоила достаточно дорого, и позволить её могли только состоятельные люди. У королевы Виктории были ботинки для верховой езды с резиновыми вставками, и многие аристократы хотели иметь такие же. Фасон назывался paddock и позже вышел из моды. В середине XX века он вновь вошёл в моду и теперь известен как челси. Со временем цены на каучук упали, и резиновые изделия подешевели.
В Российскую империю товары из резины сначала импортировали, затем появилось собственное производство. В 1859 году в Петербург приехал бизнесмен Фердинанд Краузкопф, который ранее был представителем крупной американской компании в Гамбурге. В России Краузкопф нашёл деловых партнеров, и в 1859 году было основано «Товарищество Российско-Американской мануфактуры». На мануфактуру из-за границы завезли оборудование по последнему слову техники.
Краузкоф предложил утолщать задник калош и прикреплять к нему сзади шпору, чтобы галоши можно было снимать без помощи рук.
Ассортимент товаров был широк, например, детали для промышленного оборудования, игрушки, непромокаемая одежда, позже автомобильные и велосипедные шины, но самой известной и востребованной продукцией оказались галоши. В 1888 году на изделиях появился фирменный знак – треугольник с буквами ТРАРМ внутри. Считается, что таким образом логотип хотели сделать более узнаваемым для неграмотных потребителей. В 1908 году предприятие переименовали в «Треугольник». К началу XX века «Треугольник» был промышленным гигантом.
В 1918 году его национализировали и переименовали в «Красный треугольник».
Вторым крупным производителем стал завод «Проводник», открытый в Риге в 1888 году. К концу XIX века на нем трудилось 14000 рабочих, перед Первой мировой войной – 16000. Это было самое крупное предприятие на территории Риги в то время. «Проводник» выпускал довольно забавную рекламу.
Известно, что самым крупным мировым производителем автомобильных шин был французский «Мишлен», следом шёл «Треугольник», затем «Проводник». «Треугольник» и «Проводник» были конкурентами, но в начале XX века стали иногда сотрудничать. В 1887 году в Москве появился завод «Богатырь» – ещё один крупный производитель, после революции переименованный в «Красного богатыря».
В цехах по производству галош обычно работали женщины, которых именовали калошницами. Калошницы склеивали изделия вручную, и это считалось достаточно вредным производством. В состав клея входил бензин, и калошницы постоянно вдыхали вредные испарения. Чахотка и иные заболевания были среди работниц обычным делом.
Во время Первой мировой войны производство галош резко упало, так как предприятия выпускали в первую очередь продукцию военного назначения, а затем добавились и революционные волнения. После революции возникли проблемы с поставками импортного каучука. Из-за этого галоши стали дефицитным товаром, и их стали активно воровать.
В 1927 году русский химик С.В. Лебедев разработал промышленный способ производства синтетического каучука, и это решило проблему сырья. Калоши перестали быть дефицитом, а позже просто вышли из моды.
Использована информация:
https://pikabu.ru/story/nemnogo_o_dorevolyutsionnyikh_galoshakh_11845778
https://kras-stolby.ru/news/nikolaj-zaharov-kaloshi-svyashennaya-vesh-dlya-sto/