Гусли
Гусли – музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон и иранский сантур. К ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.
Символом России часто называют балалайку, но история русских гуслей гораздо древнее. Если повсюду известная ныне «андреевская», треугольная балалайка распространилась в России только в конце XIX века, то первые упоминания о гуслях, в связи с древними славянами, встречаются в греческих текстах VI века. Но сами гусли ещё старше: в древней Греции этот инструмент называли кифарой, или псалтерием, и он часто использовался в богослужениях. Кстати, книга «Псалтирь» называется так потому, что священные гимны исполняли под аккомпанемент «псалтерия», то есть древних гуслей. Простая и эффективная форма гуслей заслужила признание у многих народов и выдержала испытание десятками веков.
Современная наука относит гусли к «псалтериевидным безладовым струнным щипковым инструментам».
В наиболее древних славянских памятниках слово гусли иногда употребляется для обозначения музыкальных орудий вообще, в самом широком смысле этого слова, чаще же – именно как родовое название для струнных инструментов.
«Гусли» – множественное число от слова «гусль» (струна), которое, в свою очередь, происходит от «густи» (гудеть), имеющее общую основу «гу/го» с широким кругом слов, обозначающих звуковые явления (гудеть, гукать, голос и т.д.). Тем же словом с небольшими фонетическими различиями пользуются и другие славянские народы, иногда, правда, для обозначения струнных инструментов, сильно отличающихся от руских гуслей:
гусле - у сербов и болгар
gusle, guzla, gusli - у хорватов
gosle - у словенов,
guslić - у поляков,
housle - y чехов.
Многие из них – смычковые. У сербов и хорватов это однострунный смычковый инструмент, у которой только одна струна из конского волоса, а у западных славян – род скрипки или мандолины.
Интересно, что есть и ситуация наоборот: тот же самый в основных чертах инструмент называется у разных народов по-разному. Иногда это явно переиначенное русское слово («гусля» у татар, «кюсля» у марийцев, «кесле» у чувашей), в других случаях – слова иных корней, как, например, удмуртский «крезь», кавказский и ближневосточный «канун» от слова «канон» (правило). Нельзя определённо указать и время появления гуслей у восточных славян. Первое упоминание о гуслях на Руси относится к VI веку. К X веку, времени Владимира Красна Солнышка, ни один воскресный княжеский пир не обходился без певца-гусляра.
В Новгороде было найдено много крыловидных гуслей XIII века, почти все с четырьмя струнами. Шлемовидные гусли были у Бояна, легендарного песнопевца из «Слова о полку Игореве», который «не десять соколов пускал на стадо лебедей, но свои вещие персты возлагал на струны живые». Такие же гусли изображались на иконах и фресках XIV века. Шлемовидные гусли, более сложные, были принадлежностью профессиональных музыкантов и певцов-сказителей.
Простые же, крыловидные гусли, были почти в каждом крестьянском доме, под них пели колыбельные, рассказывали сказки, плясали. Родители делали своим детям игрушечные гусельки.
Особенность гуслей в том, что на них очень просто начать играть, и извлекать мелодические звуки, даже если совсем нет опыта. Не только знаменитый Садко, но каждый былинный богатырь умел играть на них. Это считалось почётным и необходимым навыком для настоящего воина.
Нередко тончайший звук гуслей сравнивают со звучанием натянутой тетивы. Интересно, что в древности тетива называлась «гусла». Кстати, это – одна из первых гипотез появления названия инструмента и даже его строения. Кто знает – не был ли он впервые сделан в боевом походе из подручных средств?
Среди былинных гусляров были Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Алеша Попович, Дунай Иванович, Чурило Плёнкович, Соловей Будимирович, ну и конечно, Садко-гусляр, который, прежде чем стать дружинным атаманом-флотоводцем, был профессиональным музыкантом. Разумеется, гусли были надёжными и постоянными спутниками скоморохов, они приходились ко двору и знати, и простому народу. С церковью у гуслей были непростые отношения: с одной стороны, это единственных инструмент, который официально звучал на богослужениях. С другой стороны, известны официальные предписания церкви запрещать и уничтожать гусли.
Так, например проповедник XII века, Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем «кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие: «ни пел ли яси песней бесовских? не играл ли яси в гусли?». А игумен Памфил ругал псковичей за то, что «они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным».
Кстати, многие думают, что под гусли сказители исполняли былины, но наука пока не нашла этому подтверждений. Зато доказано, что под них плясали, пели песни и частушки, а ещё гусельный звон часто сопровождал обряды. Образ музыканта-гусляра в фольклоре и литературе богат и неоднозначен. Он может просто развлекать народ, а может выступать хранителем тайных знаний и нести на себе функцию связи с другим миром.
С гуслями неразрывно связана и культура скоморошества. И хотя скоморохи (они же скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) не одно и тоже, что гусляры-сказители – их преемственность несомненна. В. Даль дает такое определение слову «скоморох» – «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.»
Скоморохов приглашали на свадьбы, похороны, княжеские застолья – их выступления стали неотъемлемой частью каждого празднества, пира или панихиды. Сюжеты с выступлениями скоморохов изображены даже на фресках Софийского собора в Киеве. Наибольший расцвет культура скоморохов получила в XII веке.
В середине XVII века для скоморохов, которые часто просмеивали светскую и церковную власть наступили тяжелые времена. Их отправляли в ссылку и даже казнили, а их инструменты, включая гусли, собирали и уничтожали. Лишь по прошествии некоторого времени, когда к власти пришел Пётр I, гонения закончились, и запреты были сняты.
Однако в России начались преобразования на новый европейский лад, в том числе и в области музицирования. В дворянских кругах в моду входят европейские инструменты: арфа, затем клавесин. Но во времена правления Екатерины II мастерами были сконструированы столовидные гусли, которые по звучанию превосходили модный в то время клавесин. Исполнители усовершенствовали технику исполнения, позволяющую исполнять на гуслях произведения итальянских композиторов: оперные арии и партиты.
В русском фольклоре (например, в былинах об играющих на гуслях Садко, Добрыне Никитиче и Соловье Будимировиче) часто используются такие определения как гусли звончатые и яровчатые, означающие инструмент с ярко и громко звучащими металлическими струнами (содержащими золото и медь), в отличие от гуслей со струнами из других материалов (кишок, льняного волокна, конского волоса). Яровчатыми называются струны и в историческом романе И.Ф. Наживина «Глаголют стяги». По другой версии, яровчатые – это видоизменённое слово яворчатые, то есть гусли из явора, разновидности клёна.
Состоят гусли из корпуса, струнодержателя и колков. Корпус включает верхнюю и нижнюю деки, соединённые между собой рамой. Верхнюю деку изготавливают чаще всего из резонансной ели. В ней располагается резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек. Нижнюю деку изготавливают из клёна, берёзы, ореха или рябины. Внутри к декам приклеиваются деревянные бруски – это необходимо для равномерных звуковых колебаний. Современные инструменты чаще делаются из сосны или кедра.
Существуют такие виды гуслей:
- Крыловидные (звончатые, яровчатые). Исторически самые первые виды гуслей. Как правило, являются солирующим или аккомпанирующим голосу певца инструментом. Имеют диатонический звукоряд.
- Шлемовидные (гусли-псалтирь). У русского населения вышли из употребления и встречаются только у народов Поволжья. Псалтиревидные гусли имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных.
- Лирообразные. Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории Древней Руси и Польши в XI-XIII вв (Новгород, Старая Русса, Гданьск и Ополе). Самые ранние находки происходят из Новгорода и польского города Ополе, которые датируется XI веком.
Гусли с игровым окном имеют проём в верхней части инструмента (игровое окно). Этот признак роднит данный инструмент с другими лирообразными инструментами. Вероятно, в игровое окно помещалась левая рука музыканта и пальцами производилась манипуляция со струнами (глушились/подщипывались). Инструмент при игре держали вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. При игре на ходу или стоя мог упираться в бедро.
- Стационарные. Также клавироподобные, прямоугольные и столообразные. Имеют хроматический звукоряд. Инструмент создан в XVI-XVII вв. на основе гуслей звончатых и шлемовидных. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с количеством струн 55-66. Использовались такие гусли в русских домах зажиточных горожан, в том числе среди духовенства, отчего такие гусли также именовались поповскими.
- Щипковые. Щипковые и клавишные гусли могут также называться академическими или концертными. Строй и диапазон звучания щипковых гуслей такой же, как и у клавишных гуслей, но техника игры более сложная. Защипывание струн производится обеими руками: левая создаёт аккомпанемент для мелодии, исполняемой правой рукой. Струны натянуты в двух плоскостях: в верхней располагается гамма Ля мажор, в нижней остальные звуки.
- Клавишные. Созданы Н.П. Фоминым в 1905 году на основе прямоугольных гуслей. Используются в оркестрах народных инструментов в основном как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами. Левой рукой исполнитель нажимает на клавиши, а правой защипывает струны при помощи кожаного медиатора, или, иногда, без него.
Кое-что интересное о гуслях:
- Человека, играющего на гуслях, сегодня называют гуслист, а не гусляр. Именно это название считается верным для профессиональных музыкантов. Впрочем, применительно к древним сказителям чаще всего используют другой термин – гусляр. Народный певец, аккомпанирующий себе на гуслях – это также гусляр. Гуслист – слово закрепившееся уже в XIX веке.
- Для развлечения и из эстетических побуждений, при дворе Ивана Грозного был организован личный ансамбль гусляров. Екатерина II также разделяла любовь к звучанию гуслей.
- При дворе императрицы Екатерины II камер-гуслистом служил виртуоз-исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.
- Слово «Словиша», которым теперь нередко именуют марки гуслей, ансамбли и группы, было выгравировано на гуслях, найденных на раскопках в Новгороде. На них чётко видно слово «Словиша», которое, по всей видимости либо имя гусляра, либо название, данное инструменту.
- В некоторые периоды истории гусли были вовсе запрещены. Так, с XII по XVI века инструмент считался «порочным». Священники обрекали гусляров на вечные муки. Во время правления Алексея Михайловича Романова гусли массово сжигались. Решение было основано на том убеждении, что такая музыка прославляет языческие верования, а не христианство, тогда уже прочно укоренившееся на Руси. В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы – реки и там сожжены при всём народе. Огромный костер полыхал несколько суток.
- В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага. А также на концерте в Москве, посвящённом Параду Победы.
- Первой песней, записанной нотами для исполнения на гуслях, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Её записал французский композитор Ф. Буальде в Санкт-Петербурге в 1803 году.
- В 2006 году в городе Санкт-Петербург, который считается мировой столицей гусельной культуры, был образован «Петербургский клуб гусляров». Основной целью этой организации является активная пропаганда инструмента, изучение, сохранение и развитие исполнительского мастерства на гуслях.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B8
https://snegir.org/post/gusli-muzika-russkoj-dushi/
https://soundtimes.ru/narodnye-instrumenty/gusli
https://russianarts.online/32254-gusli/
https://iskusstvo-zvuka.livejournal.com/305274.html