Польские инструменты
Польская музыкальная культура – одна из древнейших славянских музыкальных культур.
Наиболее ранние сведения о существовании музыки у поляков содержатся в путевых записках арабских купцов (Ибн Фадлана и др.), торговавших на польских землях в VII в. К этому же времени относятся и найденные при археологических раскопках на территории Польши свистулька из кости с пятью игровыми отверстиями и обломки флейты. XII в. датируются обнаруженные близ Гданьска пятиструнные гусли. Воспоминания немецких монахов (раннее средневековье), путешествовавших в районе реки Вислы, свидетельствуют о существовании польских языческих песен. Эти песни были идентичны песням других славянских народов.
Близки к древним образцам некоторые старинные народные инструменты, сохранившиеся в современных польских деревнях, – колотушки, свистульки и свирели, на которых в сопровождении небольших бубнов исполняются обрядовые мелодии, колокольчики и пастушьи свирели. Народный музыкальный инструментарий разнообразен. Среди старинных народных инструментов есть струнные смычковые (скрипки, генсле, мазанки, марины и др.), духовые (лигавы, лигавки, басуны, дуды (волынки), ударные деревянные («клекотки» (трещотки), большой и малый бубны).
Инструментальная музыка получила широкое распространение в народном быту. Странствующие народные музыканты и инструментальные ансамбли в средние века были постоянными участниками деревенских празднеств и гуляний.
Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории народа. Они способны раскрыть специфику нравов и обычаев, поведать многое о культуре людей, населяющих ту или иную территорию.
Польские инструменты порой имеют довольно странные названия для россиян (сука, лигавка, дьявольская скрипка), но они обладают уникальным звуком, который придаёт неповторимое своеобразие польской народной музыке.
Лигавка
Польский деревянный рог лигавка – один из самых древних польских инструментов. Именно о ней арабский историк XI века Абу Убайд аль-Бакри, оставивший заметки о славянах и Польше, писал: «У них есть духовой инструмент длиной больше двух локтей». С помощью лигавки пастухи созывали скот, а кое-где звук лигавки до сих пор возвещает наступление Адвента.
Лигавка распространена кроме поляков (у подгалян – она называется «тромбита», а у кашубов – «базуна») ещё и у украинцев, венгров, чехов, словаков, хорватов, проживающих в горных областях. Родственный лигавке инструмент – альпийский рог.
Используется в основном горцами в Карпатах, как сигнальное устройство для сообщения о смерти, похороны, свадьбах. Лигавка имеет тембр, который намного ярче, чем у альпенхорна, из-за узкого канала ствола и очень незначительного блика. Она не имеет боковых отверстий и поэтому даёт чистый естественный гармонический ряд открытой трубы.
Самая длинная лигавка (8,35 м.) была сделана польским народным музыкантом из Чехии Юзефом Хмелем.
Дьявольская скрипка
Несмотря на название это инструмент не струнный, а ударный: для создания ритма по нему ударяют зазубренной палочкой или же постукивают им об пол.
Родом дьявольская скрипка из Кашубии, где её использовали как ритуальный инструмент для отпугивания бесов, злых сил и т.д. Сегодня же её часто можно увидеть в составе кашубских фолковых ансамблей.
В верхней части скрипки обычно помещали изображение дьявола или некоего фантастического существа, за что инструмент и получил своё необычное название.
Сука
Су́ка (польск. Suka) – струнный смычковый инструмент, популярный в Польше. Известен по рисункам XIX века.
Сука имеет немаловажное значение для поляков, их культуры и истории, является одним из самых загадочных музыкальных инструментов. Известно, что появилась сука в польской деревне в пределах Янув-Любельского уезда. Инструмент был реконструирован по акварелям Войцеха Герсона в 1895 году.
На этом инструменте играли как на критской лире, поставив вертикально на колено или подвесив на ремне и прижимая струны ногтями пальцев.
Корпус инструмента похож на корпус скрипки, но гриф намного шире, а колковая механика очень грубая. Струны настроены на тонику, квинту и октаву.
Инструмент считается «переходным звеном» между семейством инструментов, удерживаемых на колене, и современной скрипкой.
В неумелых руках сука (по-польски это слово обладает похожим значением, что и по-русски) издаёт неприятный животный звук. Для игры на этом инструменте нужна особая техника: в отличие от обычных струнных инструментов струны суки прижимают не пальцами, а ногтями пальцев. Видимо, раз инструмент получил такое имя, умельцев было маловато. Зато в руках настоящих музыкантов сука звучит превосходно.
Трещотка-тележка
Если вы мечтаете научиться играть на музыкальном инструменте, но на ухо вам наступил медведь, вам наверняка подойдёт трещотка-тележка. Всё, что нужно, это катать её по полу. Катать её довольно легко. Колёса тележки приводят в движение зубчатый вал, за его зубчики цепляются специальные деревянные планочки, и получается треск.
Трещотки-тележки обычно использовали во время колядования или вместо церковных колоколов на Святой неделе.
Бурчибас
Для игры на бурчибасе нужны двое. Один инструмент держит, второй на нём играет. Это барабан, который не ударяют, а… дергают за хвост. К днищу бурчибаса прикреплён длинный пучок из конских волос, за который нужно дергать, чтобы инструмент «заговорил».
Родина бурчибаса – Кашубия, где его обычно использовали во время колядования и в Новогодний вечер как аккомпанемент для певцов, а сегодня бурчибас можно услышать в составе некоторых современных кашубских фолк-групп.
Колёсная лира
«Лира корбова» – название происходит от «корбы» – ручки, которой лирник крутит, играя на инструменте. На Украине это «колісна ліра», в России и Белоруссии – «лира колёсная», так как там есть колесо, которое вращается и своим трением о струны добывает колоритный звук.
В старые времена в Польше под монотонный аккомпанемент колесной лиры выступали бродячие исполнители. Они гордились своим делом, хотя и относились к самым низам общества. Бродячих певцов многие считали мудрецами, знавшими легенды, молитвы и магические заговоры.
Педальный аккордеон
Этот инструмент, более современный чем предыдущие, придумали в Варшаве в фирме по производству аккордеонов Петра Стамировского.
Воздух, необходимый для воспроизведения звука, нагнетают две педали-подушки, на которые нужно нажимать ногами. Педали соединены с самим аккордеоном (с той его частью, которая снабжена клавишами и кнопками) с помощью трубки. Играют на педальном аккордеоне сидя.
Когда-то это был популярный инструмент в Мазовии, а сегодня его любят использовать фолк-группы.
Использованная информация:
https://www.belcanto.ru/polskaya.html
https://culture.pl/ru/tag/kapela-ze-wsi-warszawa-kapella-iz-derevni-varsava