+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Калфак

Многие жители Татарстана одеваются по особым случаям в национальную одежду, но и в обычные дни на улице можно встретить мужчину в тюбетейке, расшитую татарским узором, или женщину в красивом татарском калфаке.

Головной убор всегда был самым выразительным элементом национальной одежды – по нему безошибочно определяли не только достаток собеседника, но и его социальный статус. Например, небольшая вязаная шапочка на голове мусульманина сообщала, что ее обладатель – человек скромный и религиозный, а расшитая яркими нитями и дорогими украшениями тюбетейка, напротив, могла говорить о достатке владельца.

Изготовление головных уборов изначально было кустарным промыслом, но со временем их производством стали заниматься целые артели и торговые фирмы. В первой половине ХХ века в Казани и вокруг неё десятки тысяч мастеров шили и вышивали тюбетейки и калфачки. Татарские национальные головные уборы изменялись за столетия своего существования, но никогда не теряли актуальности.

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н.И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».

Калфак – женский головной убор, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть. Калфак, достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.

Умелые ремесленники украшали калфаки изображениями цветов, полумесяца, звезд, перьев, ветвей, листьев. Калфак был не просто элементом одежды, это было настоящее украшение – с орнаментом, выполненным бисером, бахромой, узорами из золотых и серебряных нитей. На конце калфака – кисточка.

Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.

В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. На­пример, появились калфаки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками, ношение которых зафиксировано, в частности, на литографии Г.Ф.-X. Паули из альбома «Народы России» (Санкт-Петербург, 1862 г.).

В середине XIX века калфаки начали укорачиваться. Часто такие укороченные калфачки носили под платком или шалью. Со временем превратились практически в аксессуар — заколку. Татарские девушки до сих пор его носят, правда, сейчас он куда меньше.

Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме были нитки жемчуга. В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора – покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создавала при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серёг, воротниковых застёжек с подвесками.

Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации.

Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шёлка напоминают треугольные «ушки», – ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блёсток и жемчуга на золочёных и жемчужных стеблях.

В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака – скрученной в пружину металлической нити.

Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жёсткой основе (тонкий картон; бумага, простёганная с тканью). Бархатные калфачки с твёрдым околышем (мангайча – «налобник») и мягким верхом (капчык – «мешочек») в конце XIX – начале XX вв. вошли в комплекс женской и девичьей одежды татар.

Миниатюрные калфаки-наколки – особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.

Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает причёску горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».

В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звёздами, формируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц.

Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер­хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон – красный, синий, фиолетовый, зеленый.

Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.

 

 

 

Использована информация из источников:

https://russia.travel/objects/313306/

https://islam.ru/content/kultura/31076