+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Курай

–Песни башкир плавны, заунывны, в общем мелодичны и разнообразнее, чем казанских татар. Музыкальные инструменты – «чибизга» и «кобыз».

В.М. Черемшанский, «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении» 1859 год.

 

Чибизга, курай – самый известный и популярный башкирский национальный инструмент. Можно сказать, что это символ башкирского народа. Цветок курая изображён на государственном флаге республики.

У татар же кураем также называются различные виды продольных свистковых флейт и язычковые духовые инструменты.

 

Подобные инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают их древность. На Урале найдены музыкальные инструменты, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане Бишунгаровского могильника (Бишунгаровские курганы, Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV-II вв. до н. э.

Вообще подобные находки единичны в силу того, что дерево - материал не долговечный, и это не даёт возможности установить место возникновения курая. Возможно они развивались параллельно в различных регионах. Однако есть основания рассматривать такие теории о его происхождении как у древних кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая (каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор) и иранскую.

В целом уже к X веку на территории Урала были представлены самые разные типы подобных инструментов. Со временем увеличивается их разнообразие и совершенствуется конструкция.

Первые письменные упоминания о курае появились в XIII-XIV вв.

Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX – начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Первые историко-этнографические работы, в которых даётся описание курая, появились в XVIII веке. Об этом инструменте у башкир и татар упоминает в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи», написанной по результатам Академических экспедиций, П.С. Паллас.

Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля реброплодника уральского (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая – дудник лесной и дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом.

Процесс изготовления включает четыре этапа:

– подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдаётся тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму;

– растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле-августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом тёмном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забирают растение, когда оно уже высохло целиком;

– выбирается длина заготовки для изготовления курая;

– вырезаются игровые отверстия и курай дорабатывается.

В настоящее время для изготовления курая используется тонкий, узкий лист шпона бука, граба или берёзы, не имеющий дефектов, толщиной 0,5-0,7 мм. На лист шпона по специально разработанным лекалам наносится разметка и вырезается заготовка. Получившуюся заготовку опускают в горячую воду, где она начинает размякать и скручиваться в спираль. Затем получившуюся заготовку недолго просушивают и, используя для придания нужной формы конусообразный металлический прут, склеивают. Далее заготовку просушивают несколько дней. После того как клей просохнет, приступают к нанесению игровых отверстий, которые проделывают с помощью электрического выжигательного прибора, дорабатывают верхнее входное и нижнее отверстие и обрабатывают заготовку абразивной шкуркой. Получившееся изделие покрывают лаком и сушат. После этого инструмент готов к использованию.

Классический курай имеет длину около 570-810 мм. В основе лежат естественные меры длины – это 8-10 ладоней или больше. Ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 – на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2–2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С.Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.

Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.

Звукоряд, тембр, диатонический диапазон курая зависят от различных факторов: размеров, материала, особенностей конструкции. В среднем, в арсенале инструмента – три полные октавы. Звукоряд представляет собой сцепление двух мажорных пентатоник.

Звучит курай необычно: душевно, возвышенно, меланхолично. Под такую музыку сложно исполнять песню, чаще она сопровождается горловым пением.

Игра на курае, как правило, сопровождается горловым пением.

 

***

В 1998 году в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на флейте, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.

В 2018 году курай был зарегистрирован в качестве регионального бренда Республики Башкортостан

 

***

Татарские свистковые и язычковые кураи

 

Агач курай (деревянный) – свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250-300 мм. Число игровых отверстий – от четырёх до шести.

 

Җиз курай (медный) – щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260-265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы – серебро, алюминий.

 

Казан курай (казанский) – свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента – 580-800 мм. Диаметр у верха инструмента – 20-30 мм, у основания – 10-15 мм. Число игровых отверстий – два, пять, шесть, семь.

 

Нугай курай (ногайский) – свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690-775 мм. Число игровых отверстий – два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе – на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

 

Камыл курай (курай из соломки) – язычковый курай. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120-180 мм. Диаметр – 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

 

 

 

 

 Источники: 

https://muzinstru.ru/duhovye/kuraj

https://maxpark.com/community/5832/content/5147696

https://tatarica.org/ru/razdely/narody/tatary/tatarskaya-narodnaya-muzyka/kuraj

 https://zen.yandex.ru/media/nashtatarstan/kurai-drevnee-legend-tatarskii-instrument-5ce1531d3f91de00b3740816