+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Татарские народные инстументы

 

Лишь немногие татарские народные музыкальные инструменты используются в наше время. Гораздо большей популярностью обладают инструменты европейского происхождения, проникшие в татарский быт в конце XIX века (мандолина, скрипка, тальянка, гитара). Однако и сегодня невозможно себе представить татарские праздники без курая, кубыза или думбыры.

К татарским народным инструментам относят гусли (гөслә) – древнейший инструмент, известный ещё со времён Болгарии Великой, курай– старинный духовой инструмент, похожий на продольную флейту, кубыз (варган) – самозвучащий язычковый музыкальный инструмент, думбыра (тамбур) – струнный музыкальный инструмент, относящийся к классу хордофонов, сорнай– духовой инструмент традиционно изготавливающийся из рога, дэф– ударный национальный инструмент.

Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.

 

«Кызыңныүзиркенәкуйсаң, думбрачыгабарыр» – Если дать волю дочери, она пойдет замуж за играющего на думбре.

Есть много версий происхождения названия этого музыкального инструмента. Практически все аналогичные названия происходят от арабского слова «Танбур», что со времен Дервиш-Али в вольном переводе означает «Тан» – сердце, «бура» – терзать. Татарский вариант имеет русское написание «Думбыра», где «ы» часто опускается («Думб(ы)ра»), а «У» заменяется на «О» («Домб(ы)ра»), что продиктовано национальной грамматикой и региональными диалектами. Думбыра – достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент.

На думбыре в давние времена играли сказители-чәчәны, которые прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнёта, поэтому они подвергались гонениям, что и явилось одной из причин исчезновения домбры на территории Татарстана и Башкортостана в начале XX в.

Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают особенности, темперамент и менталитет башкир, условия их формирования как этноса.

Любой внимательный и думающий слушатель за прослушиванием народной музыки будто раскрывает для себя душу народа со всеми самыми сокровенными и глубинными секретами. Так и с башкирской народной музыкой.

Разнообразие, богатое звучание, необычный узор мелодии — все это создают башкирские музыкальные инструменты.

Каждая древняя музыкальная культура имеет свои истоки в древних обрядах. Башкирская народная музыка не стала исключением.

Пением сопровождались языческие и мистические таинства, праздники и торжественные события, бытовые и повседневные обряды, такие как охота, заготовка урожая и многое другое, в том числе военные походы.

В этом история башкирской музыкальной культуры мало чем отличается от истории любого другого народа.

Музыка очень прочно вошла в культуру башкирского народа, придав ей особенный характер и красоту. Тот неуловимый и характерный национальный оттенок, по которому можно безошибочно определить – вот звучит традиционный башкирский музыкальный инструмент.

Аналогичных и в чем-то схожих по звучанию инструментов существует немало и в других этнических культурах.

Но традиционным музыкальным инструментам присущ некий неуловимый отличительный голос, будто доносящийся из глубин истории. Именно поэтому мы с вами отличаем, скажем, китайский эрху от индийского ситара.

Хотя современные башкиры – народ, сложившийся и выделившийся как этнос сравнительно недавно, – его музыкальная культура имеет немало особенностей. Звучание народных инструментов обладает специфическим музыкальным рисунком и голосом, выделяющим музыкальные инструменты башкирского народа среди прочих этнических групп, селившихся издревле на Урале и в Поволжье.

Это объясняется тем, что башкиры всегда отдавали предпочтение мелодичным музыкальным инструментам, позволяющим исполнять разветвленную богатую мелодию в широком диапазоне.

Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.

     Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальянгармун, гитара, скрипка, мандолина. Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.


     Самый известный из татарских духовых инструментов – курай. Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
     Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.



     Другой инструмент – сорнай, распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.

      Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в X веке.
     Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.

Гусли - татарский струнный музыкальный инструмент. Татарские гусли, в отличие от родственных аналогов, имеют широкое ладовое разнообразие и настраиваются в пентатоники, что отражает ладовую структуру татарской народной музыки.

Кроме того, выделяют целую группу духовых, самозвучащих, ударных и струнных татарских инструментов, разных по форме, размеру и материалу: ташсыбызгы (или окарина – глиняная свистулька в форме зверей, птиц), курай (ногайский  курай, казанский курай), сыбызгы (свисток из камыша), сурнай (язычковый инструмент с резким звуком), быргы (труба из жести), кубыз (металлический и деревянный варган), колотушки, трещетки и др.

 

Татарские музыкальные инструменты. Плакат

 


В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников: salamuzic.com, vargan.spb.ru