Най
Мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух» обычно звучит в исполнении ная – многоствольной флейты, древнейшего духового музыкального инструмента.
Многоствольная флейта в Европе широко известна как флейта Пана – это флейтовый музыкальный инструмент, состоящий из нескольких соединённых или отдельных трубок, как правило в нем нет пальцевых отверстий. Нижние концы трубок могут быть открытыми или закрытыми. На верхние срезы трубок направляют струю воздуха. Каждая трубка издаёт один основной тон, высота которого зависит от длины и диаметра трубки, а также от того, закрыта трубка снизу или нет. Изменением угла подачи струи воздуха на срез трубки можно понизить основной тон на полутон. Настройка инструмента осуществляется передвижкой пробок или регулированием количества пчелиного воска в трубках.
Некоторые исторические (редкие) виды подобных флейт вместо открытого верхнего среза имеют свистковые устройства на каждой трубке. Кроме того, известна многоствольная флейта с общим вдувным отверстием (одним мундштуком) на четыре трубки с пальцевыми отверстиями.
Существует древняя легенда о возникновении флейты Пана.
Великий Пан, божество стад, пастбищ, лесов и полей, был сыном Гермеса и нимфы Дриопы. Он не обитал на Олимпе, но олимпийцем был.Родился он с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться.
Козлоногий Пан проводил свои дни вдали от городов в Аркадии, опекая стада и пасеки и принимая участие в забавах горных нимф. Он входил в свиту Диониса, славился пристрастием к вину и веселью.
Жестокий бог Эрот, ранив сердце Пана, зажёг в нём вечную, неугасающую любовь. Однажды Пен влюбился в целомудренную нимфу Питис, и той удалось скрыться от любвеобильного бога, только превратившись в ель, ветвь которой он с тех пор всегда носил на голове в качестве венка.
Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник, а тот, срезав эти тростинки, сделал волшебную свирель (или сирингу), которая издавала дивные звуки. Сиринга стала любимым инструментом Пана, с которым он не расставался.
Так и появилась знаменитая теперь Пан-флейта, если верить древней легенде.
Пан славился как музыкант, хотя не такой утончённый, как Аполлон. Однажды в Лидии даже состоялось состязание между ними; судил его речной бог Тмол, который отдал победу Аполлону. Присутствовавший на этом состязании царь Мидас не согласился с решением Тмола, за что был наделён ослиными ушами.
В XVII веке най считался самым востребованным инструментом среди молдавских и румынских музыкантов. Ни одно мероприятие, свадьба, ярмарка, не проходило без его сопровождения.
Молдавская флейта состоит из нескольких продольных трубок (до 24 штук). Дополнительно высоту тона регулируют с помощью вкладывания внутрь мелких предметов (бусинок, зерен, мелких камней).
Существует множество схожих музыкальных инструментов.
Сиринга – древнегреческое общее название одноствольных и многоствольных флейт, трубки которых скреплялись воском.
Флейта Пана – европейское общее название многоствольных флейт со скреплёнными трубками. Произошло от имени древнегреческого бога Пана.
Сампонья – испанское название многоствольной флейты Центральных Анд. Аймарские названия – сику (для инструментов малого и среднего размеров) и айяричи (для больших флейт). Состоит из двух рядов трубок. В каждом ряду в среднем 6-8 трубок. Трубки одного ряда как правило в два раза короче трубок другого ряда и звучат на октаву выше. Нижние концы трубок могут быть открытыми или закрытыми. «Поющий тростник» – так называли сампони древние инки. Отличие индейской флейты пана в том, что сампони изготавливается не из дерева, а из тростника (похожего по структуре на бамбук). Тембр у сампони более хриплый (особенно на низких нотах) и насыщенный обертонами.
Антара - состоит из нескольких соединенных друг с другом труб, от семи до семнадцати (даже тридцати трех в Перу), иногда в несколько рядов. Имеет эквигептатонический музыкальный строй, аналогичный тому, который встречается в Африке или Индонезии. Флейтист не скользит губами по инструменту, а дует в каждую трубку отдельно, слегка щелкая языком; благодаря этому приему игра приобретает отрывистый характер.
Ла́рчеми (с груз. лерцами «тростник») – мегрельская (западно-грузинская) пастушья флейта. Состоит из шести трубок: две длинных посередине и по две с обеих сторон, постепенно укорачивающихся. Со́инари (возможно от солинари - «трубка») – гурийская (западногрузинская) пастушья флейта, схожая с ларчеми.
Есть флейты из не соединённых между собой трубок:
Кугиклы – русский инструмент из 2-5 не скреплённых между собой трубок;
Скудучяй – литовская флейта;
Куи́мачи́псан (с языка коми - «трёхствольный свисток») и Пэлянъяс (пэляннэз) – флейты коми-зырян и коми-пермяков.
Кушитское племя дираше (Эфиопия, ОНЮЭ; также известно под названием гидоле) использует технику игры, отдалённо схожую с той, которая используется в случае с кугиклами, однако у дираше каждый музыкант использует две не скреплённые одноствольные флейты: короткую и длинную. Всего в ансамбле насчитывается около 15 человек, каждый музыкант играет одну ноту, и концы фраз, накладываясь друг на друга, образуют диссонирующие секундные интервалы. В основе техники лежит фраза «соль-фа диез-ре». К финалу музыканты постепенно переходят с длинных дудок на короткие, звучащие выше, из-за чего диссонансы увеличиваются. Выступление музыкантов дираше является визитной карточкой фестиваля народной музыки юго-запада Эфиопии в городе Арба-Мынч.
В Румынии и Болгарии словом най также называют продольную флейту пастухов с семью пальцевыми отверстиями, которую не следует путать с другой одноимённой продольной флейтой, распространённой на Ближнем Востоке.
Най, нэй, ней (от персидского – «тростник») – продольная открытая флейта народов Кавказа, Западной и Центральной Азии.
Впервые най появился в Древней Персии, откуда и получил распространение в другие народы, попавшие в разные исторические периоды под влияние персидской музыкальной культуры. В Иране най является народным инструментом, сохранившим свой первоначальный вид и строение.
Най считается одним из старинных музыкальных инструментов, который начинает свою историю задолго до нашей эры. Разновидности ная (нея) были широко распространены среди народов Ближнего и Среднего Востока. В Азербайджане существовало несколько разновидностей нея.
Абдулгадир Мараги, персидский учёный и музыковед, живший в XIV–XV веках, в своём труде «Магасид ал-алхан» (Цели мелодии) сообщает о двух разновидностях нея, которыё существовали в то время – «агач ней» и «гара ней».
Изготавливали «аг ней» из камыша, размеры которого варьируются. На лицевой стороне имеются пять отверстий, а на тыльной – одно.
Длина – 550-600 мм, диаметр – 20 мм.
Диапазон охватывает звуки от «до» первой октавы до «соль диез» второй октавы.
Предлагаем послушать, как звучит най.
Используемые источники:
https://muzinstru.ru/duhovye/naj
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/pianino/526102.html
https://gufo.me/dict/music_encyclopedia/%D0%9D%D0%B0%D0%B9