+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Хакасский костюм

Национальный костюм любого народа – сублимация его эстетических предпочтений, утилитарная вещь, очень точно адаптированная к условиям жизни, и, вместе с тем, надёжный оберег от всего дурного.

Сегодня при выборе одежды обычно руководствуются тем, чтобы она была удобная, красивая, практичная: кто-то отдаёт предпочтение моде, кто-то классике. А хакасская национальная одежда выполняет практическую, утилитарную, эстетическую, социальную функции. Хакасский костюм – это философия, в которой система знаков и символов, заключённых в одежде, соответствует картине мира этноса.

Территория современной Хакасии на протяжении многих веков была заселена народами, ведущими кочевой образ жизни. И одежда была приспособлена к быту. Так, например, мужская рубашка и женское платье одинакового кроя: широкие в подоле, что удобно для верховой езды, объёмные рукава, не сковывающие движений, а длинный узкий манжет подходит для занятий домашней работой. Такое платье (кӧгенек) женщины, чаще преклонного возраста, и по сей день носят в качестве повседневной одежды. Предпочтительными цветами женской одежды были оттенки тёплых тонов. Например, красный – считается, что он символизирует здоровое потомство. Мужской цвет – синий, приносящий удачу в охоте

Одежда социально-классовых групп у хакасов отличалась не покроем, а качеством материала, а мужские и женские наряды различались головными уборами, вышивкой и украшениями: например, ткани с крупными рисунками считались мужскими, а с мелкими – женскими. В хакасских узорах преобладают сочетания стилизованных трилистников и роговидный орнамент, а также натуральные стебельчатые цветки. В качестве украшений использовались кораллы, раковины каури, серебро.

Одежда для повседневной носки шилась как из местных тканей – холст, полотно, сукно, так и из хлопчатобумажных фабричного производства. Праздничная одежда шилась из дорогих тканей – шёлк, камка, атлас, китайка, парча и другие; их привозили в Хакасию купцы из Китая, Средней Азии и России. Предпочитали в одежде красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные цвета. Хакасы не любили жёлтый цвет, он ассоциировался с болезнями: малярией и желтухой.

Основным видом нательного белья служили у мужчин рубахи ир когенек, а у женщин платья ипчи когенек. Покрой мужской рубахи напоминал женское платье, разница была только в длине подола. Традиционное хакасское женское платье очень широкое – до 3 м. в подоле – и длинное: с обилием складочек и оборок. Подобный крой не сковывает движений и защищает от сглаза во время беременности. Женщины никогда не подпоясывали платья, за исключением вдов и совсем уж пожилых женщин. Русские платья (килгейек когенек) из-за узкого покроя хакаски не любили носить. Ими совершенно не было воспринято и ношение юбок. Однако под влиянием соседей-крестьян в XIX веке среди коренного населения Хакасии стало распространяться нижнее бельё «урбаха» в виде майки из льняного полотна или ситца.

 

Хакасские красавицы издавна предпочитали яркие цвета. Воротник и подол в таком туалете должны быть асимметричными. Сзади платье удлинено по ряду практичных соображений. Рукава напоминают крылья. Поэтому соседи в древности называли хакасов «крылатыми людьми».

Во-первых, хакаски считались великолепными наездницами, и «шлейф» позволял не уронить женского достоинства и не обнажить лишнего, даже верхом на лошади. Во-вторых, такой подол можно было при необходимости подстелить на траву или камни и сесть на него – удобно и тепло.

Наплечники, обшлага рукавов, воротник и низ платья украшались многоцветной вышивкой, орнаменты которой копировали у природы, – каждый завиток и листик, любой элемент символизировал силу и красоту хакасской степи. Вышивка могла подсказать, где живет красавица. Ведь у каждого района был свой традиционный узорчатый код. И в принципе по праздничному одеянию и прическе незнакомки можно было узнать практически всё. Волосы заплетены в две косы – перед вами замужняя дама. Сколько у неё сыновей, богата ли её семья, вам подскажет вышитый нагрудник – пого.

Баи носили мужские халаты – чимче. Повседневные чимче шились из сукна, а праздничные – из плиса или шёлка. Мужской халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался шерстяным кушаком – хур, два конца которого, согласно традиции, завязывались и спускались спереди. Замужние женщины поверх праздничного костюма обязательно одевали длинную безрукавку – сигедек. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом. Каркас сигедека делали из четырёх слоёв ткани, склеенных клейстером, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму. Проймы, ворот и полы украшались радужной каймой. Хакасскому сигедеку близки женские безрукавки западных бурят, алтайцев (чегедек) и калмыков (цэгдек). По всей видимости, эта форма одежды ойратского происхождения.

Зимой хакасы носили овчинную шубу – тон. Шуба зачастую была единственной и самой важной одеждой человека, с ней связывалось множество различных поверий и обычаев. Вероятно, в более ранние времена шуба являлась универсальной одеждой для всех времён года. Об этом свидетельствуют не только общетюркское название «тон» (от слова «тонанарга» – одеваться), но и этнографические факты. Например, многие бедняки ходили в шубах летом. Причём в жару руки вынимали из рукавов, и шуба держалась на кушаке.

Головные уборы хакасов насчитывают более десяти видов. Шапка определялась видом меха, материала, кроем, сезоном, назначением, социальным положением человека и сферой его деятельности.

В середине ХIХ века повседневным женским головным убором стал платок. У хакасок он завязывается особым способом: платок складывается по диагонали, затем делается подгиб, образующий околыш, и двумя концами завязывается на затылке.

 

Обязательным украшением свадебного наряда был нагрудник «пого». Раннее его значение – сильнейший оберег, щит, отвлекающий внимание от женской груди и защищающий от злых духов. Раньше для своих дочерей пого мать вышивала, вкладывала душу и словно зашифровывала в рисунке свои пожелания: чтоб здоровы были, счастливы, чтобы суженный достойным был.

Основу пого делали из куска дублёной кожи в виде полумесяца с закругленными рожками и обтягивали бархатом. На лицевой стороне пришивали перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполняли кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, трёхлистников и других древних узоров, а также нашивали раковины каури. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок силберге с мелкими серебряными монетками на концах. Пого относится к одному из дорогостоящих украшений, оно стоило дороже роскошной шубы. Нагрудник пого дошёл до нас из глубины веков. На некоторых каменных изваяниях, как например, Улуг Хуртуях тас, относящихся к окуневской культуре (II тыс.до н.э.), заметно подобное украшение. В настоящее время пого как нагрудное украшение широко распространено среди хакасских женщин, которые надевают его на любой праздник.

Пояс у хакасов – деталь исключительно мужского гардероба и тоже оберег! Затейливо расшитый или сплетённый из ярких атласных лент, он призван был защитить пуп мужчины – сосредоточие силы. Вероятно, потому у хакасов, как и других тюркских народов, принято мужскую удаль мерить в борьбе на поясах Куреш.

Одежда в традиционном мировоззрении не просто согревает и украшает тело человека, но ещё и оберегает его. Поэтому было немало предписаний, примет и запретов. Так, например, порванные вещи считались принадлежностью мира умерших и становились целыми в их стране. Умерших людей хоронили в платье навыворот, а шубу надевали внутренней полой наружу. В хакасском мировоззрении нижний мир противопоставлялся среднему (миру людей): любые непорядок, разрушение, ссора, порок притягивают обитателей нижнего мира. Поэтому нельзя пользоваться треснувшей посудой, носить грязную, рваную одежду, ходить с не застёгнутыми пуговицами, подавать вывернутое платье, перелицовывать одежду. Нежелательно продавать личную одежду, поскольку с ней могло уйти счастье.

Хакасская традиционная одежда была вытеснена европейским костюмом. Сегодня национальный костюм надевается в основном на семейные торжества, а также на национальные праздники – Тун Пайрам, Чыл Пазы. Изготовлением национальной одежды продолжают заниматься мастерицы – интерес и любовь к родной культуре у хакасов не исчезает.

 

Использована информация из источников:

https://russia.travel/objects/320001/

https://nazaccent.ru/content/2161-tajny-hakasskogo-kostyuma.html

https://krsk.aif.ru/society/kogenek_sigedek_sikpen_pogo_o_chyom_rasskazhet_hakasskiy_kostyum