Витус Беринг в Красноярске
Великий путешественник Витус Беринг – датчанин на русской службе – организовал на Тихоокеанское побережье Российской империи две экспедиции. Во время второй из них, 290 лет назад, он на несколько месяцев задержался в Красноярске.
Первая Камчатская экспедиция (1725–1731 гг.), в которую Беринга направил ещё Петр I, должна была выяснить, соединяется ли Азия с Америкой перешейком или их разделяет океан. Во время пятилетнего похода Беринг открыл остров Св. Лаврентия и пролив, которому позже дали его имя, вышел в Чукотское море.
В 1733 году Беринг возглавил Вторую Камчатскую, или как назвали её позже, Великую Северную экспедицию. В неё вошло несколько исследовательских отрядов, работавших в разных направлениях, со множеством важнейших задач — от изучения флоры и фауны, климата, истории, местных народов, полезных ископаемых и создания более подробных описаний территорий до уточнения и нанесения на карту границы Российской империи от Белого моря до Японского. Кроме того, Витусу Берингу предстояло по пути на Камчатку провести работы по созданию тракта через всю страну и организовать по нему почтовую связь. Идея масштабной экспедиции принадлежала самому мореплавателю. Ещё в 1730 году, вернувшись с Камчатки, увлечённый исследователь представил Адмиралтейств-коллегии в большом докладе свои предложения по экономическому развитию и освоению Дальнего Востока, обосновав их:
«Ежели б от Якутска до Охотска поведено пригнать молодой скотины коров и свиней, и от Охотска перевезти чрез моря
на Камчатку или сухим путём через Колыму, и при всяком остроге определить по одной или по две семьи людей из якутов, <…>, то б можно там и землю пахать и всякий хлеб сеять».
Экспедиция началась в апреле 1733-го и прибыла из Тобольска в Красноярск к концу года. Здесь отряду предстояло закупить судовые припасы, материалы для постройки кораблей, набрать людей. И всё это в больших количествах и в очень сжатые сроки — к окончанию весенней распутицы.
Как пишет красноярский историк Геннадий Быконя, в присланных красноярскому воеводе Семёну Баклановскому, бургомистру Ивану Корнилову и казачьему голове Леонтию Тараканову обращениях путешественник требовал: «Организовать закупку в неограниченном количестве хлеба, овсяной крупы, сливочного масла, пеньки и холста; отправить летом 1734 года 1,5–2 тысячи четвертей (четверть равна 8 пудам, или 131 кг — от авт.), затаренной в рогожные кули ржаной муки к устью Илима,
а также в Мангазею и Енисейск; построить для сплава хлеба нужное число дощаников с судовыми командами из красноярских казаков; отрядить нужное число казаков для промера вёрст, установки столбов и строительства зимовьев и перевозов по намеченной трассе Московско-Сибирского тракта в пределах Красноярского уезда».
В итоге на экспедицию работало чуть ли не всё население Красноярского уезда. В помощь ей выделили боярских сыновей Петра Кафтырева и Фёдора Нашивошникова, пятидесятника Терскова, конных казаков Иконникова и Саломатова и ещё нескольких человек от посадских. Они закупали рожь (пшеницу в то время здесь почти не сеяли) и масло.
Зерно мололи не только казённые Торгашинская и Тельская мельницы, но и частники. Также состоятельные жители уезда брались вовремя поставить «на своих судах и своими работными людьми» определённые объёмы хлеба в Мангазею или Енисейск. Продовольствие в Мангазее готовили для отряда лейтенанта Овцына, который должен был исследовать побережье между устьями Оби и Енисея. Неожиданно для путешественников серьёзные трудности вызвала покупка необходимых для морского похода пеньки и холста. Местному населению было выгоднее использовать сравнительно дешёвые хлопчатобумажные и шёлковые ткани у китайцев, чем самим выращивать лён и ткать из него полотно. Конопли тоже сеяли немного: пенька в Сибири не пользовалась большим спросом. Так что мешков, чтобы упаковать всю приготовленную муку, попросту не хватало.
Задержали Беринга в Красноярске и работы по организации регулярной почтовой связи. Как человек, уже знающий дорогу на Восток, он сам определял места расположения станций, с чиновниками решал, какими льготами привлечь на незаселённые участки работников. Почтовые станы строили через каждые 50–80 вёрст. Здесь можно было поменять лошадей, переночевать, получить горячий обед или ужин, закупить необходимое в дорогу. Строили зимовья, закладывали «кормовщину» для лошадей. К лету 1734 года в наименее обжитых местах и у переправ намеченные станции были построены.
— Таким образом, Витус Беринг является крёстным отцом среднесибирской части Московского тракта, который сильно повлиял на дальнейшую жизнь города, оказавшегося в центре этой важнейшей сухопутной транспортной артерии Сибири,— сообщает Геннадий Быконя.
Из Красноярска отряд Беринга отбыл в середине июня. Участники Великой Северной экспедиции (1733–1743) исследовали северное побережье Евразии, Сибирь, Камчатку, прилегающую к ним часть Тихого океана, берега Америки. Сделали множество научных открытий в различных областях, в том числе этнографических по изучению местных народов. Основали город Петропавловск (с 1924 года — Петропавловск-Камчатский). При этом впечатляющие результаты Великой Северной экспедиции Беринга достигнуты во многом благодаря колоссальной помощи жителей Сибири, в том числе Красноярского края.
Справка
Витус Ионассен Беринг — капитан-командор российского флота, путешественник, исследователь Камчатки, Тихоокеанского побережья России и западных берегов Северной Америки. Родился в 1681 году в датском городе Хорсенс. В 1704-м поступил на военную службу Петра I. Принимал участие в его Азовском походе и сражениях на Балтике. В 1725 году возглавил Первую Камчатскую экспедицию для определения восточных границ империи, а в 1733-м — Великую Северную экспедицию. Умер в 1741 году на одном из открытых им Командорских островов, названных так позже в его честь.
Статья из журнала «Этно-МИР на Енисее» №27. Текст: Инна Костюк