+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Акатуй

Акатуй – праздник земледелия. Предки чувашского народа ласково называли его свадьбой сохи и земли, так как соха взрыхляет землю, в которую опускаются семена, а из них рождаются плоды.

В старом чувашском быту Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название Акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли Сухатӳ (суха «пахота» – туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые – Сапан туйĕ или Сапан (из татарского сапан «плуг»).

Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. Перед началом посевных работ чуваши проводили церемонию в белых одеждах в знак чистоты и добродетели. В прошлом самобытный праздник носил религиозно-магический характер. Со временем, после крещения чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой и молодёжными увеселениями.

После великого дня (мăнкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части Акатуя заранее варится пиво, готовятся праздничные блюда, красятся яйца.

Празднование в разных домах начинается в разные дни и продолжается неделю. В определённый день, тот кто уже готов к празднику, созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специально вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.

Как только соберутся гости, хозяин назначает одного знающего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствующих подносится кружка пива, раздаётся по кусочку калача с сыром или с маслом. Руководитель запевает старинную песню «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня – вековечное дело наше»), и все подхватывают этот гимн земледельческому труду. После завершения песни под руководством старца все совершают моления, обращаясь, по обыкновению, в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. Тюркские народы с незапамятных времён совершали свои молитвы, обращаясь в сторону восхода солнца. Эта традиция удерживалась чувашами вплоть до начала XX века.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника Акатуй были конные скачки на три, пять, а иногда и до восьми вёрст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.

Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трёх ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т.п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т.д.

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.

Старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе домой приезжих из соседних деревень родственников и знакомых и пировали допоздна.

Соседние деревни обычно старались проводить Акатуй в разное время. Поэтому молодёжь, да и взрослые, успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях.

В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.

У кочевых в прошлом народов соревнования в силе, ловкости и меткости имеют очень древние истоки. Их смысл не столько спортивный, сколько практический, общественный. На общеродовых состязаниях, проводимых ранней весной, выявлялись самые сильные, ловкие и меткие мужчины. На период сезонных летних перекочёвок эти богатыри становились во главе всего рода. От их силы, сообразительности, смелости, ловкости и меткости зависело благополучие всего кочевого сообщества.

Спортивные состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели чрезвычайно большое значение. Они служили самым демократическим и эффективным способом выбора предводителей родов и племён. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций эти состязания как важное средство сохранения благополучия рода сохранились и органически вошли в состав земледельческих праздников.

В 2012 году в Чебоксарах провели первый Всечувашский Акатуй.

Участники старались строго соблюдать традиции предков. Сначала устроили жертвоприношение, а потом – шествие с песнями и танцами. На празднике собрались 70 фольклорных коллективов – около тысячи человек. Это не только жители республики, но и гости из других регионов России и соседних стран.

Как и в старину праздник начали жрецы – мачавары. Они обратились с молением к чувашскому богу: просили, чтобы природа даровала хороший урожай. Мачавары призвали и гостей праздника жить в мире и согласии, помогать друг другу. После напутствий жрецов участники Акатуя встали в хоровод.

Завершив хоровод, толпа двинулась к ритуальному памятнику Юпа. Там жрецы провели старинный обряд, отдали дань предкам. Считается, что ваттисем (предки) помогают живым потомкам, а значит, их нужно помнить и чествовать.

Изюминкой гуляний стали спортивные соревнования. Состязания – бег, прыжки и борьба на поясах – керешу. Следуя древним традициям, биться начинают мальчики, а потом в схватку вступают взрослые. И много лет назад, и в наше время борцы керешу разыгрывают звание «паттыр» (богатырь) и главный приз – барана.

В 2019 году на VII Всечувашском Акатуе символом гостеприимства, радушия и доброжелательности чувашского народа стал огромный фирменный пирог хуплу. Без него не обходится ни один национальный праздник чувашей. Объект кулинарного искусства в виде огромной книги, весом в 300 килограммов и длиной 30 метров испекли профессиональные хлебопёки. Перед кулинарами республики была поставлена сложная задача, поэтому пирог пекли в течение нескольких дней. В день празднования на главной площади города угощение получили все участники и гости Акатуя.

Украшением VIII Всечувашского Акатуя стали музыкальные видеопоздравления 38 коллективов из 15 регионов России. Символом гостеприимства и радушия чувашского народа стали музыкальные видеопоздравления творческих самодеятельных и профессиональных коллективов-участников праздника. Среди них: народные, эстрадно-фольклорные коллективы областных, городских, сельских домов культуры и национально-культурных объединений российских регионов.

С принятием христианства традиция стала забываться. И сейчас о первой части древнего Акатуя практически не помнят. Зато завершающий этап праздника, который следует уже после окончания сева, с каждым годом становится только популярнее.

 

 

 Источники: 

 http://basmanvmo.ru/about/info/news/3687/

http://smartnews.ru/regions/cheboksary/8173.html#ixzz7513le7lF