Рубоб
Восточную музыку нетрудно угадать по характерному чарующему звучанию. Волнующий звук не оставляет равнодушным никого. А кто читал восточные сказки, сразу вспоминает их, как только заслышится мелодия. Так звучит удивительный, струнный прибор – рубоб.
Рубоб, рабоб, рубаб – обобщённое название ряда струнных щипковых инструментов. Распространены главным образом у народов Средней Азии, а также в Северной Африке и в южных провинциях Испании. В соответствии с местом распространения и некоторыми особенностями устройства различают рубоб: афганский, дуланский, кашгарский, памирский и др.
– Афганский рубаб имеет большой глубокий остов с боковыми выемками, коротким грифом.
– Узбекский – деревянный выпуклый барабан (форма круга или овала) с кожаной декой, длинным грифом с 4-6 струнами. Звук извлекается специальным медиатором.
– Кашгарский – маленький округлый корпус с двумя дугами-ручками, соединяющиеся с основанием длинной шейки, оканчивающейся «закинутой» назад головкой.
– Памирский – бревно абрикосового дерева подвергается обработке, затем карандашом намечается контур ребаба и вырезается. Заготовку шлифуют, пропитывают маслом и натягивают на барабан подготовленную коровью шкуру.
– Таджикский – рубоб мало чем отличается от афганского, имеет кувшиновидный каркас, изготавливаемый из особых крепких пород дерева и выделанной кожи.
Название рубоб появляется в персидских книгах с VII века. Он считается традиционным инструментом Хорасана и сегодня является главным народным инструментом, занимающим центральное место в народной и классической музыке Средней Азии. Его называют «львом среди инструментов».
В Иране как народный инструмент он был распространён только на юго-востоке страны в провинции Систан и Белуджистан, но в 60-ые годы XX века тенденция создания чисто персидских ансамблей вернула рубаб в лоно классической персидской музыки. Такие исполнители как Хоссейн Ализадех и Бижан Камкар были первыми музыкантами, вернувшими рубабу звание классического персидского инструмента.
Наибольшей популярностью пользуются таджикский (афганский) и кашгарский рубоб. Первый имеет глубокий клинообразный долблёный корпус с выемками по бокам и короткой шейкой с 4 навязными ладами. Нижняя часть деки (начиная от выемок) затянута мембраной. 3 игровые струны настроены в кварту; из 11-13 резонирующих струн 2, также как и игровые, опираются на подставку и идут к головке, остальные проходят через отверстия в подставке и крепятся на левой стороне корпуса. При игре инструмент держат горизонтально на коленях. На рубобе исполняют мелодии соло, а также аккомпанируют пению.
Кашгарский рубоб имеет долблёный корпус округлой формы, длинную массивную шейку с 23-25 ладами, оттянутую назад головку, 2 роговидных отростка у основания шейки. 3 струны (1-я и 3-я парные, 2-я одинарная). 1-я и 2-я – мелодические, шёлковые, 3-я – резонирующая, латунная. Мелодические настраиваются в кварту, резонирующая – квинтой ниже 2-й (октавой ниже 1-й) струны.
Техника игры на рубобе схожа с техникой персидского Тара, используется жесткий роговой плектр. Стиль игры достаточно агрессивный, присутствуют тремоло и сложные ритмические рисунки. Рубоб дал потомство в виде индийского Сарода, пакистанского Сени Рубаба, тибетского Драньена и других замечательный инструментов Южной и Центральной Азии. Особое значение рубоб имеет для последователей веры Сикхов в Индии, является первым музыкальным инструментом, использованным в Сикхизме. Бхаи Мардана был компаньоном Гуру Нанака и каждый раз, когда на гуру снисходило просветление, он начинал петь, а его компаньон повторял мелодию на своем рубобе.
В оркестрах народных инструментов Узбекистана и Таджикистана применяют семейство усовершенствованных рубобов (бытует название рубаб) – прима, альт, тенор, бас. В Таджикистане имеется ансамбль рубобисток. В советских республиках Средней Азии распространены преимущественно таджикский и кашгарский рубоб.
Лавабо, равап, рабоб – струнный щипковый музыкальный инструмент. Близок с азиатским рубобом, рубоби. В переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный.
Данный инструмент относится к семейству лютни. Их общими чертами являются резонирующий корпус и наличие грифа с ладами. Корни лютни происходят из арабских государств VII-VIII столетий.
Используется в народной музыке среди уйгуров, живущих в Синьцзян (периферия на северо-западе Китая), а также в Индии, Узбекистане. Общая длина инструмента от 600 до 1000 мм.
Лавабо имеет небольшой чашеобразный выпуклый корпус, обычно круглой или овальной формы, с кожаной верхней декой и длинной шейкой, которая на конце имеет отогнутую головку, а в основании оснащена двумя роговидными отростками. Корпус выполняется из дерева. Обычно на шейке расположены шелковые лады (21-23), но встречаются безладовые экземпляры.
На шейку натягиваются пять кишечных, шёлковых или металлических струн. Две первые струны настраиваются в унисон на мелодичность, а остальные три на кварту и квинту. Звук звонкого тембра происходит за счёт защипывания струн деревянным плектром. Лавабо в основном применяют как аккомпанемент для вокала и танцев.
Источники:
https://muzinstru.ru/strunnye/rubab
http://vm1.culture.ru/muzey_kultury_glinki/catalog/small/0001300073/
https://www.belcanto.ru/rubob.html
https://vk.com/wall3281950_3914