+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Белорусы – модная нация

Белорусская народная одежда, как и одежда любого другого народа, формировалась на протяжении многих веков. Однако основные её разновидности и составные части, колористические и орнаментальные особенности, которые дошли до наших дней, начали складываться с конца XIII в. одновременно с формированием народности. Белорусский костюм развивался в контакте с костюмами русских, украинцев, литовцев, поляков. Сохраняя свои национальные особенности, обогащался деталями, присущими одежде других народов.

Наиболее заметно проявлялась фантазия, разнообразие и мастерство исполнения в женском костюме. Мужчины относились к выбору одежды и внешнему виду намного проще, поэтому именно женский ансамбль определяет самобытность национального костюма белорусов в целом.

Изначально несложные конструкции предметов одежды и простые силуэты уступили место принципиально новым. В праздничном, а потом и в повседневном костюме закрепились юбка (андарак), безрукавка (гарсет), повойник (намитка).

Причёски и головные уборы зависели от возраста и семейного положения женщины. Традиционная причёска девушек – одна или две косы с вплетёнными лентами, a головными уборами были перевязки вроде узких полотенец (скиндачка, шлячок), венки.

Замужней же женщине не разрешалось показываться на людях с непокрытой головой. Отсюда – большая сложность и разнообразие головных уборов.

Замужних женщин Великого Княжества Литовского часто называли «белоголовые», потому что и крестьянки, и знатные дамы носили белые головные уборы – «намитки», или «намётки». Они множеством способов навивались вокруг головы поверх повойника (род мягкой шапочки, закрывающий волосы, заплетённые в косы и уложенные вокруг головы), концы красиво драпировались на спине, а фигура женщины получала исключительную статность и величественность.

Сейчас далеко не каждый белорус знает, что такое намётка, как она выглядит и как использовалась. А между тем намётка – не только очень важный и древний элемент традиционного белорусского костюма. Она наделена многими функциями, связанными с духовной жизнью этноса. В разных местах Беларуси она имела свои особенности, отличалась размерами, орнаментом и способами ношения. Различными были и местные названия: плат, хуста, сярпанка, намёт, павивала и др. Но самое распространенное название – намётка.

Развёрнутая наметка выглядит довольно просто: это очень длинный кусок (3-6 метров) тонкой белой или светло-серой льняной ткани, концы которой обычно украшены неширокими орнаментальными бордюрами.

По данным исследования Г.С. Масловой, в конце XIX – начале XX веков на территории Беларуси намётка была почти единственным типом женского головного убора. Среди других головных уборов она была распространена и на Украине – на территории Львовской, Житомирской, Киевской, Черниговской областей, в районах Винницы, Харькова, Полтавы, а также в России – в Смоленской и Брянской областях. Известна была наметка и в Аукштайтии (Литва), а также в Подляшье (Польша). Но уже в конце XIX века этнографы отмечали, что намётка выходит из употребления и в некоторых местах становится большой редкостью. Только на территории Беларуси, в основном в Полесье, этот головной убор широко использовался до середины XX века. Здесь он приобрел самые разнообразные формы, различными были и украшения, и способы ношения, и функции.

Устойчивость этой традиции говорит о глубине её корней. С древнейших времён существует поверье о свойствах волос принимать на себя и передавать невидимые энергетические заряды, которые могут неблагоприятно повлиять как на здоровье самой женщины, так и на её окружение.

На Полтавщине раньше говорили: «Солнце плачет, когда баба светит волосом». На Вологодчине, в Белоруссии, на Украине, у русских в Сибири бытовало поверье, что без головного убора женщине нельзя выйти в сени или на двор – домовик или дворовый дедушка за волосы утащит. А старообрядцы в Забайкалье рассказывают, что свёкор мог зашибить невестку, если она затопляла печь или доила корову (оба акта священны), не довершив свой головной убор. В то же время девичьи волосы носились наружу, напоказ, – это не только не возбранялось, но даже приветствовалось окружающими. Добрая коса была едва ли не главным украшением девицы на Украине, в Белоруссии, в России.

Считалось, что в волосах заключена магическая жизненная сила; распущенные девичьи косы способны приворожить будущего мужа, тогда как женщина с непокрытой головой может навести беду, порчу на людей, скот, урожай. Во время грозы её может убить громом, так как она по поверьям, становится лёгкой добычей и вместилищем нечистой силы, на которую нацелены громовые стрелы.

Именно поэтому ношение намётки в замужестве было обязательным, а срывание её с головы женщины считалось большим грехом.

«Божая свяча» – так называли лён в белорусских деревнях. Белое льняное полотно, которое сопровождало белоруса от рождения до смерти, ассоциировалось с божьим светом, божьей опекой, с духовностью. Священная чистота белой льняной намётки должна была отразить нападки зла и содействовать опекунству высшей божьей силы.

Следует обратить внимание на то, что схемы завивания намёток, несмотря на все их разнообразие, в основе своей содержат круг или, чаще всего, пространственный крест, образованный пересечением двух кругов. По мнению многих исследователей, эти знаки являются обереговыми. Подобные знаки в виде крестиков и ромбов, вытканные или вышитые красными нитками на концах и в налобной части намётки, усиливают её защитные свойства.

Вероятно, через намётку шла и обратная связь – наделение божьей благодатью, духовная поддержка. Посредническая роль наметки (ручника) между людьми проявлялась в том, что она использовалась в качестве подарков в таких важных семейных обрядах, как заручины, свадьба, родины, крестины. Через это шло сближение родов, породнение отдельных его членов.

Орнаментированная и завитая конкретным способом намётка придавала каждому варианту костюма легко узнаваемую образность, являясь своеобразным паспортом женщины: указывала на её семейное положение, принадлежность к определенному этносу, место жительства и даже наличие детей, что передавалось характером орнаментальных мотивов.

На свадебную намётку матери повитуха клала новорождённую девочку – это было пожеланием долгих, как это полотно, лет жизни, и чтобы малышка выросла хорошей хозяйкой.

Посредничество намётки между живыми членами рода и умершими предками прослеживается в погребально-поминальной обрядности. До сих пор в Полесье домовину (гроб) принято обивать намётками, а опускают ее «у дол» (в могилу) с помощью длинной скрутки полотна. В некоторых районах Беларуси намётку прибивают на стенку вдоль лавки, в этих случаях она не только охраняет тело и душу покойного (как женщины, так и мужчины), но и символизирует путь, мост между двумя мирами – этим и тем светом, а также облегчает сложный переход между мирами.

Что касается основного предназначения намётки как головного убора, то она являлась самой приметной частью традиционного, особенно праздничного костюма замужней женщины. Сложно задрапированная вокруг головы, намётка пластически завершала ансамбль одежды, служила своеобразной оправой для лица. Каждая женщина в таком головном уборе выглядела красавицей, он придавал её лицу более правильный и изящный абрис и выявлял в нём самое главное, зеркало души – очи.

 

 


В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:

https://darshoes.ru/, https://www.maam.ru, http://skarbnica.by, https://news.tut.by/society/175878.html, https://vuzlit.ru/1373790/belorusskaya_nametka, https://otherreferats.allbest.ru/moscow/00154074_0.html, http://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/belorusskie/, vuzlit.ru, otherreferats.allbest.ru, wlooks.ru