Пусэп Эндель Карлович
Эндель Карлович Пусэп родился на хуторе Самовольный Енисейской губернии (сейчас это Партизанский район Красноярского края) в семье эстонских крестьян.
До войны Э.К. Пусэп окончил военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил в Вольске: летчиком он мечтал стать с детства.
Работал в Управлении полярной авиации Главсевморпути, участвовал в поисках пропавшего лётчика Леваневского, несколько раз приземлялся на дрейфующей станции «Северный полюс-1». Совершнествовал свои летные навыки, в частности, он стал первым, кто совершил «слепой» перелет - по приборам. Исторический маршрут пролегал из Ейска в Москву. Много летал и на своей малой родине — в Красноярском крае, вел ледовую разведку в Карском море, обслуживал арктические станции. По воспоминаниям его товарищей по работе в полярной авиации «он отличался необыкновенным спокойствием и казался медлительным, но тем не менее всегда в срок выполнял любое, даже самое трудное задание».
21 июня 1941 года второй пилот Э. К. Пусэп вместе с командиром корабля М. В. Водопьяновым и штурманом А. П. Штепенко вел ледовую разведку в Карском море. Они пробыли в воздухе 25 часов подряд, осмотрели огромный район и, только посадив машину на Енисее, узнали, что началась война. Весь экипаж по радио передал о своем желании немедленно направиться на защиту Родины. Э. Пусэп был откомандирован из Главсевморпути в 412-й (с августа 1941 года — 432-й, с 3 декабря 1941 года — 746-й) тяжёло-бомбардировочный авиационный полк 81-й бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия, самолёты которого базировались на аэродроме в районе города Коврова Владимирской области.
Первый боевой вылет совершил вторым пилотом 10 августа 1941 года под командованием Михаила Водопьянова, успешно подвергнув бомбардировке Берлин. При возвращении на базу их самолёт был повреждён вражескими зенитками: из пробитого бензобака потекло горючее. Вынужденную посадку совершили в захваченной немцами Эстонии. Так Эндель Пусэп впервые оказался на родине предков. Покинув повреждённый самолёт, экипаж встретил перепуганного мальчика-пастуха; благодаря Пусэпу, не забывшему эстонский язык, лётчики смогли узнать у него дорогу до линии фронта и вернулись к своим, избежав плена. К апрелю 1942 года Эндель Пусэп совершил 30 ночных боевых вылетов, нанеся бомбовые удары по Берлину, Данцигу и Кёнигсбергу.
В мае 1942 года Э. Пусэп доставил советскую делегацию во главе с В. М. Молотовым для переговоров сначала в Великобританию, а затем в США. Экипаж Пусэпа лично принимали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. После успешного завершения переговоров и возвращения в СССР Пусэпу был присвоено звание Героя Советского Союза «за отвагу и геройство, проявленные при выполнении задания Правительства по осуществлению дальнего ответственного перелёта».
После прославившего его имя трансатлантического перелёта Пусэп бомбил вражеские войска под Сталинградом, Курском, Орлом и Белгородом. Во время одного из вылетов был ранен шрапнелью в область позвоночника, перенёс 5 операций. По окончании войны вышел в отставку по состоянию здоровья в звании полковника.
Из наградного листа от 22 апреля 1942 года — представлении майора Пусэпа к званию Героя Советского Союза:
«... Уходит от цели только тогда, когда все бомбы сброшены точно по цели. Так, например, при бомбометании по железнодорожному узлу Смоленск с высоты 4000 метров при сильном противодействии зенитной артиллерии крупного и среднего калибра и тридцати мощных прожекторов Пусэп сделал четыре захода на цель, сбросил бомбы крупного калибра точно по цели, чем вызвал большие разрушения и пожары».
За героизм и доблесть был награжден орденами Ленина и медалью «Золотая Звезда», орденами Красного Знамени (август 1941 г.), Суворова 3-й степени (1944), Александра Невского (1945), Отечественной войны 1-й степени (декабрь 1942 г., 1985), трижды - орденом Трудового Красного Знамени; орденами Дружбы народов, Красной Звезды (февраль 1940, 1944) и «Знаком Почёта»; а также медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы»(1944), «За оборону Ленинграда»(1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
О своих воспоминаниях военных лет Э. Пусэп написал книгу «Тревожное небо», она издана на эстонском и русском языках.
В послевоенное время Пусэп жил в Таллине. В 1946—1950 был начальником главного управления автотранспорта Совета Министров Эстонской ССР, затем был назначен заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР. В 1951—1964 был членом ЦК КП Эстонии, председателем республиканского комитета защиты мира и членом всесоюзного комитета мира, депутатом Верховного Совета ЭССР от 2-го до 5-го созыва и Верховного Совета СССР 4-го созыва, министром социального обеспечения республики (1964—1974). Скончался 18 января 1996 года. Похоронен в Таллине на кладбище Метсакальмисту.
На здании Красноярского Управления воздушного транспорта в честь Э. К. Пусэпа установлена мемориальная доска.
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников.