Не каждый так гордится своей малой родиной, так яро отстаивает её исключительность по красоте и духовному богатству, так тоскует вдали от него, как ангарцы.
Уже в фойе при знакомстве кежмари начали говорить, с какой необыкновенной земли они родом, какой они породы особой - ангарской. Думаю, что у них есть все основания – и исторические, и этнографические, и географические. И на горькую любовь они имеют право – от их малой родины ничего не осталось в связи с заполнением водохранилища Богучанской ГЭС.
Эта ситуация является историко-культурной катастрофой для Сибири. Потому что уничтожено заповедное место, которое, наоборот, нужно было сохранять. Уверен, если бы не «индустриальные» обстоятельства, многие молодые люди остались бы там и стали продолжателями кежемских традиций. Там был совершенно уникальный жизненный уклад, достойный, независимый, с четкими русскими национальными корнями.
Одним из отличительных признаков старожильческой культуры является ангарский говор, язык кежмарей, с XVI-XVII веков сохранившийся практически до конца XX века. Знаменательно, что сегодня ученые выделяют старожильческую культуру русских сибиряков, а сибиряков-старожилов относят к субэтносу. Cтарожильческая культура — это сплав разных культур, в том числе эвенкийской, но доминирует в ней северорусская культура.
В течение 20 лет ежегодно собираются ангарцы, приезжают в Красноярск из самых дальних уголков страны, куда забросила их судьба, чтобы встретиться с односельчанами, поговорить о жизни, узнать новости, вспомнить былое, послушать ангарские песни.