+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Балтийские волны красноярского берега

Литва далеко – 4,5 тысячи километров, но для тех, чья история жизни так или иначе связана с этой страной, это расстояние не имеет никакого значения. А в Красноярском крае проживает более тысячи литовцев, которые в далёкой Сибири бережно хранят свою культуру и традиции

 

Первые литвины попали в Сибирь в составе отрядов казаков-землепроходцев. Позже в качестве засельников Енисейской губернии выступали литовские ссыльные, а после отмены крепостного права – добровольные крестьяне-переселенцы. Дальнейший рост литовской диаспоры Енисейской губернии связан с открытием Транссиба и реализацией столыпинской аграрной реформы. Именно в этот период основаны литовская деревня Хорошевичи в Канском уезде (позднее Иланский район) и ряд крупных хуторов. В годы Первой мировой войны в Сибирь стали направляться эшелоны с беженцами из Литвы.

Резкий рост численности литовцев в Красноярском крае произошел после Второй мировой войны за счет спецпереселенцев. В 1945-1949 гг. сюда было направлено свыше 29 тыс. литовцев данной категории, а в 1951 г. – 11 тыс., так называемых, кулаков из Литвы. Их труд использовался главным образом на лесозаготовках. После реабилитации большинство оставшихся в живых вернулись на родину.

В память о тех временах остались литовские кладбища на местах спецпоселений в Манском, Берёзовском, Партизанском и других районах. Эти кладбища впечатляют своими крестами, высотой 2,5-3 метра. В Сибири таких никто никогда не ставил.

Например, в спецпоселении Корбик (Райлесзаг, посёлок сгорел в 1970 году), Берёзовского района Красноярского края жили литовские семьи, депортированные из Литвы в 1948 году.

На кладбище посёлка похоронено порядка 50 человек. Здесь была установлена деревянная скульптура Пресвятой Девы Марии Милующей (Marija Maloningąja), которая была изготовлена и установлена в 1956 году Ионасом Малдутисом, отбывавшим в Корбике ссылку. Скульптуру мастер вырезал по изображению на открытке.

Правда сейчас на кладбище стоит не оригинал: скульптура обветшала, и в Литве было принято решение о её замене. Новая фигура Пресвятой Девы – это точная копия первой. Изготовлена она из дуба скульптором Андрюсом Салисом. Первоначальная же скульптура после реставрации была представлена в Национальном музее Литвы.

Слава этой скульптуры достаточно широко распространилась по округе, да и в Красноярске, поэтому кладбище часто посещают туристы. Статую считают чудотворной и называют «Берегиней»

Литовское национальное общество образовалось в 1992 году, а инициатором его создания выступил Вилис Бернатонис, который сейчас возглавляет литовское общество в Томске.

Вилис приехал в Красноярск с группой представителей общественных организаций из Литвы, и именно эта инициативная группа организовала в Красноярске первое учредительное собрание представителей диаспоры. Тогда удалось объединить под одной крышей около 20 человек. Уже на первом собрании было принято решение создать Красноярское краевое общество литовской культуры – это первое название национально-культурной автономии. Председателем избрали Зигмаса Прескениса, позже его сменил Стасис Заблоцкис.

В конце мая 2017 года Красноярская литовская национально-культурная автономия «ЛИЕТУВА» отпраздновала свой 25-летний юбилей. И как праздновали – в течение трех дней. Съехалось множество гостей: из самой Литвы прибыл президент Ассоциации литовских художников-графиков Саулюс Валюс, а также известный пианист, правнук музыканта Микалоюса Чюрлениса Рокас Зубовас. Юбилей посетил чрезвычайный и полномочный Посол Литовской Республики в Российской Федерации Ремигиюс Мотузас, представители самой национально-культурной автономии, почитатели литовской культуры из Красноярска и других городов нашего региона.

Для своих гостей организаторы подготовили насыщенную культурную программу «Окно в Литву»: выставка литовской графики: работ, созданных художниками в период с конца ХХ до начала ХХI века, выступление Рокаса Зубоваса, показ кинокартины «Письма Софии». Добавим, что киноисторию «Письма Софии» красноярцы увидели впервые.

Сегодня автономией руководит Антанас Расюлис. В литовское общество он вступил 1996 году, тогда же его избрали в состав правления, а спустя год он занял пост председателя.

В 1998 г. в составе национально-культурной автономии был сформирован молодежный союз Žalgiris. После того, как вышел закон о национальных автономиях, предъявляющий каждой из них новые требования, организация в 2003 году прошла перерегистрацию и теперь именуется Красноярской региональной литовской национально-культурной автономией «Лиетува».

Вот уже на протяжении 10 лет председатель «Лиетувы» по вторникам в 12 часов в Межнациональном культурном центре ведёт прием граждан. Каждый идёт со своими проблемами и вопросами.

Зачастую оказывается, что многие даже и не подозревают о существовании этой автономии, а адрес и телефон Красноярского межнационального центра узнают через литовских родственников.

Основной задачей автономии остаётся сохранение языка, культуры, традиций, обычаев литовцев. Здесь стараются сберечь то, что потомки литовцев, приехавших в Сибирь по тем или иным обстоятельствам, впитали с детства от своих родителей, передавая, в свою очередь, эти знания следующему поколению.

В 1997 году по инициативе Расюлиса в Красноярске была создана воскресная школа по изучению литовского языка. Она работает и по сей день. Первым преподавателем в ней была литовка, которая жила в Красноярске, но родилась и училась в Литве, поэтому язык знала прекрасно. Лучшего преподавателя и найти было нельзя. Но счастье длилось недолго, она отработала только год, а потом уехала на родину. После этого несколько лет подряд нам присылали учителей из Литвы. Но организация процесса оказалась настолько хлопотной и сложной, что в итоге пришлось отказаться от этой затеи.

Представители автономии отмечают как государственные праздники, так и религиозные. Литовцы исповедуют преимущественно католичество и, надо заметить – это очень верующая нация. Поэтому самый ожидаемый праздник – Рождество. Литовцы Сибири стараются соблюдать те традиции, которые приняты в Литве. На столе у них обязательно постелена белоснежная скатерть, а под ней – припрятано сено. Также непременно на Рождество готовится семь рыбных блюд.

16 февраля литовцы отмечают День независимости Литовской Республики.

Если говорить о национальных праздниках, то наиболее интересно и шумно проходит, наверное, Йонинес – русский Ивана Купала. Он проходит 23 июня. По традиции под конец праздника, уже глубокой ночью, разводится большой костер, и все танцуют вокруг него.

Очень ярко и весело проходит в Красноярске традиционная литовская ярмарка «Казюкас».

Это ежегодная большая ярмарка литовских народных ремесел, история которой берет начало еще в XVII веке. Традиционно праздник, приуроченный ко Дню Святого Казимира принято отмечать в начале марта в течение трех дней. На это время в Вильнюс съезжаются мастера со всех уголков Литвы и других стран мира.

В Красноярске этот праздник проходит, конечно же, не так масштабно, как на родине, но с каждым годом становится все масштабнее и привлекает все больше участников.

Уже второй год Красноярская литовская национально-культурная автономия «ЛИЕТУВА» проводит межнациональный конкурс «Кукла в национальном костюме». В этом год году конкурс ещё идёт и итоги его будут озвучены 31 октября.

В прошлом году на конкурс было представлено более 300 работ мастеров из 19 территорий края. Участники отправляли кукол в русском, татарском, чувашском, немецком, хакасском, белорусском, казахском, латышском, еврейском костюмах.                          

Кстати, недавно литовская автономия провела на базе Дома дружбы народов Красноярского края выставку культуры литовского народа, где кроме литературы были представлены исторические костюмы (и женская, и мужская одежда, и повседневная, и праздничная), да и те же куклы в костюмах четырёх провинций Литвы: Аукшайтия, Жемайтия, Сувалкия и Дзукия.

Но самое интересное в экспозиции – это варежки. Этот простой элемент одежды стал своеобразным символом, объединившим страны Балтии и далекую Сибирь.

Для балтийских народов варежки не просто элемент зимней одежды. Например, у эстонцев они оберегают от «дурного глаза», без них не ходили свататься. Каждая латвийская девушка обязана была иметь в приданом варежки: чем оно богаче, тем больше красивых пар можно было найти в ее сундуке.

В Литве же по рукавичкам можно было определить принадлежность к определенному сословию. У литовцев одни варежки предназначались для работы, другие – для посещения храма.

Сейчас варежки, пожалуй, утратили свою магическую функцию и стали просто символом душевной теплоты, которой у литовцев хоть отбавляй. И не только теплоты, но и душевной силы и стойкости, трудолюбия и добросердечия. Несмотря ни на что они смогли сохранить в себе все эти качества.

 


Фото: архив КГАУ "Дом дружбы народов Красноярского края"