Георгий Итыгин
Начальник Хакасии
Из сеока хыргыс: к 150-летию со дня рождения Г. И. Итыгина
Педагог, публицист, общественный деятель Георгий Итыгин все свои силы отдавал народному образованию, просвещению сибирских этносов, и прежде всего родного для него хакасского народа. Забытое и даже гонимое в советские годы, его имя сегодня занимает достойное место в истории народов Енисейской Сибири.
В год его 150-летия опубликованы новые материалы о Г. И. Итыгине и его семье, в Хакасии создана виртуальная выставка «Сильная личность с душой романтика». И редакция альманаха не могла пройти мимо этого уникального человека.
Учитель
Отец Георгия Итыгина — Игнат Васильевич — относился к хакасскому роду Хыргыс. Мать Матрёна Сергеевна (Медведева) — из воронежских крестьян-переселенцев. Семья очевидно была финансово крепкой и передовой — в ней могли и хотели дать детям образование, понимая его значение. Так что, отучив сына в сельской начальной школе, родители исполнили его мечту — отправили в красноярскую учительскую семинарию. Возглавлял её в те годы Иван Тимофеевич Савенков — последователь Ушинского, замечательный педагог с передовыми взглядами. После окончания семинарии в 1892 году Георгия Итыгина направили в Шалоболинскую школу Минусинского уезда. Через год он перевёлся в УстьАбаканский улус (будущий город Абакан) в приходское училище, где проработал 4 года. Причём уже тогда пытливый юноша не только учительствовал, но и помогал этнографам в исследовании быта местных инородческих хозяйств. Свой деятельный характер он проявлял везде, где работал. Так, в селе Рыбинском, где преподавал позже, с его участием в здании местного двухклассного училища была организована библиотека-читальня. В Ужурской волости он стал членом кредитного товарищества, корреспондентом отдела текущей статистики Главного управления землеустройства и земледелия, собирал данные о состоянии посевов, вёл сельскохозяйственно-метеорологические наблюдения.
Ещё Итыгин собирал коллекцию местной флоры, занимался поиском археологических артефактов, а потом дарил их Красноярскому городскому музею. Кроме того, Георгий регулярно писал в газеты статьи о положении школы, нуждах инородцев. Местные жители шли к нему за советом, новостями, ответами на сложные для них вопросы, составлением писем родным и прошений чиновникам и даже за юридической помощью. Неравнодушное отношение к местному населению, исследовательская и журналистская работа, подвижнический просветительский труд Георгия Итыгина были вознаграждены.
В 1905 году (работал тогда уже в г. Ачинске) он был пожалован серебряной нагрудной медалью «За усердие» за труды по народному образованию. В 1913 году Г. И. Итыгина перевели в Красноярск на должность заведующего железнодорожной школой. К этому времени Георгий Игнатьевич накопил богатый жизненный и профессиональный опыт. Много общаясь с жителями разных территорий, сам выходец из крестьянской среды, он прекрасно понимал нужды населения и остро чувствовал проблемы народного образования.
Редактор
Итыгину было очевидно, что многим преподавателям не хватает знаний, которыми могут поделиться коллеги. Обмениваясь опытом, учителя могут эффективнее развивать школьное дело в Сибири. Для объединения педагогического сообщества он предложил выпускать профессиональный журнал. В мае 1915 года на очередном собрании учителей начальных училищ Георгий Игнатьевич выступил с докладом «К вопросу об учреждении педагогического журнала в г. Красноярске». Идея заинтересовала многих и, несмотря на сложности военного времени, в январе 1916 года увидел свет первый номер ежемесячного журнала «Сибирская школа» под редакцией Г. И. Итыгина.
Первый в Сибири педагогический журнал оказался очень востребованным. При стоимости подписки шесть рублей за год он издавался огромным по тем временам тысячным тиражом. При том что зарплаты сельских учителей были весьма невысоки — 15–30 рублей в месяц. В 1916 году вышло десять номеров журнала по 50–60 страниц. В 1917-м — пять, некоторые выходили сдвоенными. Журнал знакомил с современными тенденциями в образовании и воспитании, с методами воплощения их в школе. В нём публиковались письма педагогов, много рассказывалось об их жизни, материальных проблемах. Редактор журнала много писал сам. И не только о проблемах школы, но и об истории образования в губернии, народных учителях. Часть страниц была отведена под художественные произведения, авторами которых являлись учителя. Напечатаны в журнале и некоторые басни Георгия Итыгина, и стихи его сына Льва. Второй его сын Эразм, названный в честь знаменитого философа-гуманиста, писателя Эразма Роттердамского, свои литературные способности реализовал позже. Он написал повесть о революционных событиях в Сибири.
Одной из важнейших целей для Георгия Итыгина было сохранение местных национальных традиций, языка. Он просил своих коллег «собирать песни, сказки, присказки, народные басни, припевки, частушки, заговоры, былины, загадки, свадебные приговоры (дружки) и т. д.». Передовые просветители того времени с болью отмечали, что национальные народные произведения исчезают, забываются. И задача не только учёных этнографов, историков и филологов, но и педагогов — сохранять эту уходящую натуру, считал Итыгин.
«Этот интересный вид сибирской поэзии аборигенов весьма ценный, но погибает в большей части не записанным»,— говорил он. И старался записывать примеры сибирского народного творчества. Государственный деятель Революционный 1917 год потребовал деятельности совсем на другом поприще. В марте Георгий Итыгин вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП). А после октябрьской революции открыто поддержал большевиков. В июне 1918-го был арестован пришедшими в Красноярск колчаковцами, но педагогам удалось добиться его освобождения. После восстановления советской власти осенью 1920 года Итыгина избирают членом Губернского исполнительного комитета (Губисполкома). Как знатока хакасского языка и культуры назначают руководителем национальной секции при губернском отделе народного образования. Кроме того, он работает корреспондентом главной губернской газеты «Красноярский рабочий». В своих материалах поднимает вопросы создания в Сибири сельскохозяйственной академии и развития профессионально-технического образования. Продвигает идею преподавания в национальных школах на родном языке.
«На первом съезде культурных хакасов (съезде учителей — от авт.) главным вопросом деловой повестки стоит разрешение труднейшей задачи преподавания в хакасских школах на материнском языке… Школа должна быть национальной, и преподавание должно вестись в ней на родном языке. Правда, большим препятствием к этому служит отсутствие собственной грамоты…»,— писал Георгий Итыгин в 1920 году в газете «Красноярский рабочий».
Летом 1921 года его, как члена губревтрибунала, отправляют в родные края решать проблему бандитизма. После встреч и бесед с местным населением Георгий Игнатьевич направляет секретный доклад в губком РКП(б). В документе он подробно останавливается на корнях явления, одним из которых назвал «незакономерные и даже преступные действия милиции в районах Минусинского уезда». Он предложил целый список мер, которые помогли успокоить «взволнованный край». Большинство из них были направлены на то, чтобы дать «возможность спокойно вздохнуть до крайности обездоленному населению». В частности, предлагал «прекратить всевольное заселение мест, принадлежащих инородческим обществам». Кроме того, Георгий Итыгин предлагает организовать в Минусинском уезде самостоятельный инородческий край. И в августе 1921 года президиум Енисейского губкома РКП(б) принял решение об объединении инородческих волостей Ачинского и Минусинского уездов в одну национальную административную единицу с подчинением Губисполкому. В январе 1924 года Георгия Итыгина назначают председателем Хакасского уездного ревкома. Он переезжает в село Усть-Абаканское.
В Хакасии ему предстояло решить множество задач — от возобновления работы Абаканского рудника, возвращения средств от предприятий в местный бюджет и достройки Ачинско-Минусинской железной дороги до создания хакасской письменности и ликвидации неграмотности. «По всей Хакасии насчитывалась 51 школа. Все школы обслуживались русскими и хакасскими учителями, причём преподавание велось исключительно на русском языке. Сейчас при хакасском уездном отделе народного образования (УОНО) создана переводческая комиссия, которая должна к будущему учебному году перевести на хакасский язык и отпечатать необходимые для школ учебники, что даст возможность вести преподавание уже на хакасском языке»,— писал Георгий Итыгин в «Красноярском рабочем», оценивая итоги прошедшего 1923 года.
А меньше чем через год, в начале 1925-го, он говорил корреспонденту: «Хакасская переводческая комиссия выработала букварь на хакасском наречии, первую книгу после букваря и арифметический задачник, которые пойдут на утверждение в Ново-Николаевск (ныне Новосибирск — от авт.). С начала учебного 1925 года думаем перейти на преподавание на родном хакасском языке».
Первый председатель
Не все сотрудники уездного ревкома одобряли стремление председателя сберечь местные национальные традиции, культуру. Направленный для проверки состояния хакасской парторганизации прокурор Сибирского края Пётр Алимов отмечал, что Итыгин — интеллигент по натуре, поздно вступив в РКП(б), не «сросся» с нею. Был главным инициатором создания Хакасского уезда и пользовался популярностью среди коренного населения. По мнению Алимова, свою работу Итыгин считал призванием и нетактичные выпады русских коллег против хакасов воспринимал как личное оскорбление. Сотрудники же и однопартийцы, со своей стороны, обвиняли его в «национальном уклоне». Прокурор отметил, что слабым местом председателя уревкома является недостаточный опыт административной работы и подбора кадров. Однако назвал Итыгина «ценным работником, знающим местные условия». Так что мешавших Георгию Игнатьевичу людей перевели на другие места, а его самого оставили.
В 1925 году Хакасский уезд преобразуют в Хакасский округ, а первым председателем Хакасского окрисполкома избирают, конечно же, Георгия Итыгина. Но его выступление в марте 1925 года на II съезде уездного Совета с докладом о создании Тюркской советской социалистической республики в составе Хакасии, Ойротской автономной области и Урянхайского края (Горный Алтай и Тува — от авт.) было воспринято в центре как уклон в буржуазный национализм.
Через два года Г. И. Итыгина перевели из Абакана в Новосибирск в аппарат Сибирского крайисполкома руководителем Совета просвещения национальных меньшинств краевого отдела народного образования. Вроде бы повышение, но он сильно переживал свою неудачу в национальном государственном строительстве. К новой работе Георгий Игнатьевич приступил в марте 1927 года. Он помогал создавать национальные школы, интернаты, педтехникумы, проводил большую работу по пропаганде педагогических знаний. По-прежнему много публиковался в местных изданиях. Но в Новосибирске ему не пришлось долго работать.
5 декабря 1928 года Георгий Игнатьевич Итыгин скончался от тифа. Похоронен в Красноярске.
***
Память об Г. И. Итыгине сейчас возрождается.
И прежде всего в Хакасии, для которой он сделал очень много. Опубликованы статьи, посвящённые его жизни и деятельности, выпущены книги. В 1980 году в Абакане появилась улица, названная именем Георгия Итыгина. А 150-летний юбилей стал хорошим поводом вспомнить об этом уникальном человеке, стоявшим у истоков национального строительства Енисейской Сибири.
Георгий Игнатьевич ИТЫГИН
Родился в марте 1873 года в д. Чебаки Енисейской губернии в крестьянской семье. Отец — хакас, мать — русская. После окончания Красноярской учительской семинарии в 1892 году работал в школах Минусинского, Ачинского и Канского уездов. В 1905 году был награждён серебряной медалью «За усердие». В 1913-м возглавил первую железнодорожную школу в Красноярске. Много писал в газетах о школьных проблемах, жизни простых людей. В 1916 году стал главным редактором журнала «Сибирская школа». В марте 1917 года вступил в РСДРП(б). Во время колчаковщины вёл подпольную работу, сидел в тюрьме. C1920 года — член Енисейского губисполкома, с 1924 года— председатель Хакасского уездного ревкома. В ноябре 1925-го возглавил Хакасский окружной исполком. Умер в декабре 2028 года
Источники и литература:
Артамонова Н. Я. Судьбы национальной интеллигенции: Георгий Игнатьевич Итыгин (1873–1928) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2019. № 4. С. 68–74.
Жизнь, отданная народу: (Ист.-биогр. очерки). — Абакан: Краснояр. кн. изд-во. Хакас. отд-ние, 1969. — 84 с. Патачаков К. М. Георгий Игнатьевич Итыгин (к 100-летию со дня рождения) // Учёные записки / ХакНИЯЛИ. 1974. Вып. 19. С. 194–202.
Подвиг учителя: [о Г. И. Итыгине] // Одержимые. О деятелях культуры Красноярска на рубеже XIX–XX вв. / П. Н. Мешалкин. — Красноярск, 1998.
Сильная личность с душой романтика: КБУК РХ «Нац. библиотека им. Н. Г. Доможакова»: https://nbdrx.ru/Exhibition/059_ silnaja_lichnost_s_dushoj_romantika/
Ултургашев С. П. Слово об Итыгине Георгии Игнатьевиче (к 125-летию со дня рождения) // Ежегодник института саяно-алтайской тюркологии ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Выпуск III. — Абакан, 1999. — С. 151–157.