Газета Красноярский рабочий
23 декабря региональной общественно-политической газете Красноярского края «Красноярский рабочий» исполнилось 113 лет.
В нашей стране существуют только два издания, достигших такого почтенного возраста – это читинский «Забайкальский рабочий» и наш «Красноярский рабочий».
Первый номер газеты вышел 10 (по новому стилю – 23) декабря 1905 года во время революционных событий в Красноярске. Печаталась она в губернской типографии, захваченной «Объединённым советом от солдат и рабочих», до 24 декабря (по старому стилю). В состав редколлегии входили: А.В. Байкалов, В.Е. Мандельберг, А.А. Мельников, В.П. Монюшко, М.Л. Хейсин.
До подавления восстания типография успела выпустить 5 номеров. Ночью 26 декабря 1905 года типография, где печаталась газета, была захвачена царскими войсками, и выпуск её прекратился. Тираж первого номера составил 6 тысяч экземпляров.
На этом история газеты не закончилась. Уже через два года, в 1907, газета возродилась под названием «Рабочий». Тогда нелегально было выпущено два номера – в августе и ноябре.
Возобновлён выпуск газеты «Красноярский рабочий» 8 марта 1917 года и выходила она чуть больше года. Редактором газеты в то время был Николай Мещеряков, который несколько лет провёл в енисейской ссылке. Редактор-издатель – красноярский комитет РСДРП, в состав которого входили такие известные личности, как Яков Дубровинский, Григорий Вейнбаум, Яков Боград и другие.
В Красноярске власть Советов продержалась недолго – до июня 1918-го, когда город захватили интервенты. В период гражданской войны и иностранной интервенции газета не издавалась.
Возродилась она 10 января 1920 года, после освобождения города от колчаковцев. С тех пор издание газеты не прекращался уже никогда. В это время перед Губкомом партии и его печатным органом, «Красноярским рабочим», стояла ответственная задача – помочь восстановить разрушенное гражданской войной народное хозяйство страны. Первые номера были посвящены именно этому.
Тогда редакция газеты располагалась в здании бывшей губернской типографии, ныне ул. Ленина, 58.
«Красноярский рабочий» стал краевой общественно-политической газетой после опубликования постановления об образовании Красноярского края 7 декабря 1934 года.
В декабре того же 1934 года в «Красрабе» был опубликован доклад Молотова «Об отмене карточной системы по хлебу». Газета организует широкое обсуждение проекта новой Конституции 1936 года, ведь рабочим и крестьянам сложно было самим разобраться в сути этого документа. 27 мая 1937 газета выносит на обсуждение трудящихся края законопроект «О помощи роженицам, о расширении сети родильных домов и яслей».
Надо заметить, что в тот период самые широкие перспективы в связи с образованием края возлагались на развитие северных территорий, где было много проблем – газета освещала их в полном объёме. Главная из этих проблем заключалась в том, что региону был нужен флот, который по мощности, оборудованию и грузоподъёмности был бы приспособлен к освоению приполярных и заполярных территорий. Также была важна прокладка воздушной трассы, которая открыла бы новые возможности в освоении Севера и в этом помогли перелёты Москва – Диксон и Москва – мыс Шмидта, которые совершили в 1935 году герои Советского Союза Василий Молоков и Михаил Водопьянов.
22 июня 1941 года газета вышла с рассказом о начале сенокоса на минусинских лугах, с информацией об изучении лечебных средств курортов Учум, Шира и Тагарское, о прощальных гастролях львовского джаза в нашем городе, а уже на следующий день «Красраб» вышел под лозунгом «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В тот же день в редакцию хлынули тысячи заявлений о добровольном вступлении в ряды Красной Армии.
В годы Великой Отечественной войны из редакции «Красноярского рабочего» призвали на фронт около 15 человек, некоторые из них не вернулись. Оставшиеся в редакции делали всё, чтобы полнее отобразить на страницах газеты героические подвиги земляков и самоотверженный труд в тылу врага.
В феврале 1956 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении «Красноярского рабочего» орденом Трудового Красного Знамени и сотрудников газеты различными орденами и медалями, в честь 50-летия выхода первого номера газеты.
В крае велось активное строительство. Всё это освещала газета «Красноярский рабочий»: с 1956 года опубликовалась информация о строительстве крупнейшей в мире Красноярской ГЭС и возведении комплекса предприятий алюминиевой промышленности, о начале строительства трамвайной линии на правом берегу, а уже через год по ней пошёл первый трамвай, на левобережье началось строительство троллейбусной линии, в 1957 году заработал красноярский телевизионный центр, в кинотеатре «Октябрь» впервые показали широкоформатное кино, а на заводе телевизоров был выпущен первый аппарат «Енисей», в 1958 году открылось художественное училище им. Сурикова, Театр музыкальной комедии, была получена первая партия пенициллина на заводе медпрепаратов, началось строительство первого панельного дома, ЦБК впервые выпустил газетную бумагу и кровельный картон, при краевой филармонии был организован творческий коллектив – Сибирский ансамбль народного танца (сегодня это всемирно известный коллектив им. Михаила Годенко).
В то время край превратился в гигантскую строительную площадку. Перестраивалась и работа в газете – организовывались выездные редакции «Красноярского рабочего».
В газете постоянно печатались такие известные советские писатели-сибиряки, как Сергей Сартаков и Алексей Черкасов, в разные годы авторами были Борис Полевой, Игнатий Рождественский, Георгий Кублицкий, Николай Устинович, Анатолий Чмыхало, Иван Сибирцев, Жорес Трошев, дружил с журналистами и сотрудничал с газетой Виктор Астафьев.
Менялся мир, менялся строй, менялись политики, и свидетелем всех этих глобальных перемен, сопровождавшихся мятежами, войнами, революциями и репрессиями был «Красноярский рабочий». По его публикациям на его страницах можно проследить, как наш край из аграрной глубинки превратился в мощный высокотехнологичный регион с огромными возможностями и перспективами. Газета долгое время была главным и единственным летописцем истории Енисейского, а затем Красноярского края.
В начале 2000-х популярными среди читателей были такие издания-«дочки», как «Сады Сибири», «Сибирские разносолы», «Сибирские посиделки», «Сибирские байки». В них можно было найти примеры местного фольклора и оригинальные рецепты блюд. Также выходил женский журнал «Сибирячка», признанный в 2004 году лучшим региональным изданием для женщин, дома и семьи.
Последние годы были едва ли не самыми трудными за всю историю газеты. Но «Красноярский рабочий» выстоял и по-прежнему выходит, правда два раза в неделю.
Именами сотрудников газеты, которые в тяжёлые первые годы её рождения были у руля, Яков Дубровинский, Григорий Вейнбаум, Яков Боград названы улицы в центре Красноярска.
Именем газеты названы:
– самолёт, построенный в 1928 году на средства жителей города;
– один из главных и длинных проспектов Красноярска;
– северо-западный мыс острова Нансена архипелага Норденшельд в Карском море Северного Ледовитого океана;
– пик на Памире (6042 метра, 1978 год);
– речной теплоход.
23 февраля 1928 года красноярцы передали новосибирскому летчику Чайкину самолёт «Красноярский рабочий», построенный на средства жителей города.
Во время Великой отечественной войны красноярцы подарили фронту 10 самолётов: на трёх было написано «Красноярский колхозник», на четырёх – «Красноярский рабочий» и ещё на трёх – «Красноярский комсомолец».
Проспект имени газеты «Красноярский рабочий» – одна из главных, и вторая по длине улица Красноярска, проходящая через все районы правобережья: Кировский, Ленинский и Свердловский. Начинается от ТЭЦ-1 и заканчивается у Предмостной площади. Протяжённость проспекта составляет 9415 метров.
Первые упоминания о проспекте относятся к XVII веку – эта дорога была частью Московско-Сибирского тракта, по которому провозили товары через всю Сибирь, гнали каторжников. В довоенные годы дорога была труднопроходимой, и по ней могли проехать только грузовые автомобили, которые перевозили стройматериалы на объекты города. До 1953 года для работников заводов по проспекту курсировал паровой трамвай с несколькими вагонами, ласково названный «Мотаней». В 1956 году проспект получил своё современное название в честь краевой ежедневной газеты «Красноярский рабочий», созданной в 1905 году, а спустя ещё год прокладывались первые трамвайные пути.
О́стров Нансена – остров в Карском море и входит в состав архипелага Норденшёльда. Административно он входит в состав Таймырского района Красноярского края. Остров является охранной зоной Большого Арктического заповедника – самого большого в России, и одного из крупнейших во всем мире. Назван в честь норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена. Во время Второй мировой войны рядом с островом проходили сражения, особенно известна операция Вундерланд.
В соответствии с решением комиссии по географическим названиям гидрографического предприятия ММФ, по представлению «Союзморниипроекта», Красноярский крайисполком в 1980 году вынес решение о присвоении мысу на острове Нансена названия мыс «Красноярского рабочего». С ходатайством о присвоении названия одному из безымянных географических объектов в честь газеты «Красноярский рабочий» вышел коллектив редакции.
В 4 километрах к северу от острова Нансена находится остров Правды, названный в честь газеты «Правда» в 1939 году.
В 1978 г. наши альпинисты взошли на безымянные вершины Памира, назвав их «Пик Красноярск» (6205 м) и «Пик им. газеты «Красноярский рабочий» (6042 м).
Сделала это группа из восьми человек, которую возглавляли мастер спорта СССР В. Светлаков, действительный член Географического общества страны и заслуженный тренер СССР В.Г. Путинцев. На пике Красноярск оставлено металлическое блюдо с выбитой на нем надписью: «Красноярску – 350 лет».
Так отметили красноярские альпинисты юбилей своего родного города и отметили достойно.
Буксир "Красноярский рабочий". Судно, прожившее восхитительную жизнь.
Построен он был для Cоветской республики в 1930 году, в Германии, на верфях компании «Schichau» по проекту инженера Н.М. Туркова. Было у этого судна ещё четыре брата: «Первая пятилетка», «Анастас Микоян», «Советская Сибирь» и «Комсеверопуть».
Работать ему суждено было в устье Енисея. Короткое холодное лето, туманы, крутая морская волна, лёд по 8-9 месяцев в году. А вверх по реке – коварные камни порогов...
Но к этому он был готов – могучий красавец водоизмещением почти 800 тонн, по сути – один из первых в стране судов класса «река-море». Два дизеля MAN, по 700 «лошадей» каждый, корпус системы поперечного набора, усиленные шпангоуты, девять водонепроницаемых переборок, двойное дно. Внешне напоминали они скорее морское судно, нежели речной буксир.
В самом начале жизни ему пришлось совершить непростой морской переход из Данцига вокруг Скандинавии (ведь Беломорско-Балтийского канала тогда еще не было), и дальше, по трассе Севморпути.
Буксиру, названному именем газеты «Красноярский рабочий» посчастливилось быть настоящим первооткрывателем.
Он открывал речные пути на Туру, Байкит, Ванавару (что было основополагающим для включения Таймырского и Эвенкийского округов в состав Красноярского края). В 1933 году он вёл за собой суда первой Пясинской экспедиции, первой заброски грузов от Енисейска, через Карское море на реку Пясину, к пристани Валёк. Четыре тысячи километров преодолели суда, доставив первые грузы к месту, где разворачивалось строительство Норильского горно-металлургического комбината.
В 1936 году подобная экспедиция состоялась вновь – ещё один караван барж с оборудованием и снабжением для Норильского комбината был доставлен на Таймыр. Рейс оказался очень сложным, все суда входившие в состав экспедиции зазимовал на озере Пясино, и лишь теплоход «Красноярский рабочий» c трудом вырвался из ледового плена и в конце октября прибыл в Красноярск.
И не раз ещё потом он, "Красноярский рабочий", уходил в рейс в самые поздние сроки навигации, зачастую останавливаясь на реке на случайную зимовку. Это он спускал караваны численностью до 20 и более барж общей протяжённостью до 1,5 километров. Это он открывал на Енисее новые места для отстоя флота, будучи застигнутым ранним ледоставом и ныне это Подтёсовская, Павловская, Ермолаевская ремонтно-эксплуатационные базы.
Это он привёл в Красноярск из Дудинки морской лихтер «Лодьма» с первой гидротурбиной для Красноярской ГЭС. Это ему было оказано великое доверие наводить арки Коммунального моста в Красноярске. Быть плавбазой Красноярского детского речного пароходства – это последняя задача легендарного буксира, выведенного из состава флота ещё в 1977 году.
Он, единственный из серии, ещё сохранился на плаву и стоит ныне у берега острова Отдыха.
Газета «Красноярский рабочий»:
– лауреат премий Союза журналистов России (2000, 2004 годы);
– победитель общероссийского конкурса профессионального мастерства «Золотой Гонг» (лучшая региональная газета 2000 года, за верность читателям в 2005 году);
– победитель национального конкурса «Золотой лотос» (за возрождение духовности в России в 2003 году);
– обладатель высшей награды выставки «Пресса» – «Золотой бэдж» (за безупречную деловую репутацию в 2003, 2005 годах);
– лауреат национальной премии «Преемственность традиций» (за мужество в отстаивании собственной позиции – 2003 год);
– обладатель главного приза всероссийского конкурса «Экономическое возрождение России» (2005 год);
– в 2006 году по итогам конкурса «Сибирь. ПРО» газета признана лучшим печатным СМИ Сибирского федерального округа.
Газета «Красноярский рабочий» включена в Золотой фонд прессы России.
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников: