+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Указ об укреплении начал веротерпимости

30 апреля 2020 года исполняется 115 лет знаменательного события в жизни России – 17 апреля 1905 г. (30 апреля по новому стилю) Высочайшим указом Государя Императора Николая II были приняты действенные меры «к устранению стеснений в области религии».

Положение русской православной церкви, как и других исповеданий в Российской империи, определялось законами государства. В начале XX в. православие являлось самой многочисленной конфессией в России. Согласно переписи 1897 г, православные христиане, включая старообрядцев, составляли 71% населения страны. Законы Российской империи отводили православию роль господствующей религии, в то время как другие исповедания имели статус «терпимых».

Надо сказать, что ещё в царствование императора Александра III был издан «Закон о старообрядцах» от 3 (15) мая 1883 года. Согласно этому закону старообрядцам было разрешено официально заниматься промышленностью и предпринимательством. Кроме того, была предусмотрена возможность для староверов беспрепятственно получить имперский паспорт и стать полноправными гражданами Российского государства. В специально устроенных молитвенных помещениях древлеправославные христиане могли совершать общественные моления без страха перед полицией. Разрешался также ремонт старых и открытие новых церквей, но только с ведома Министерства внутренних дел и главы синода. Не разрешалось только строительство колоколен.

Последний император Николай II – личность сложная и противоречивая. Результаты его политической деятельности остаются предметом исторической дискуссии ещё на многие десятилетия.

Указ самодержца о свободе вероисповедания стал первым в ряду российских государственных актов XX в, призванных реформировать отношения между церковью и государством. Цель государства в области религиозной политики в то время состояла не в обращении всех своих подданных в господствующую веру, а в сохранении общественного порядка и лояльности по отношению к власти, поэтому законом определялся принцип веротерпимости в форме свободного отправления богослужений и сохранения родного исповедания. Переход из одной веры в другую дозволялся только с ведома гражданских властей.

Указ «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 г, по которому был разрешён выход из православной церкви обществам, только формально к ней принадлежащим, приобрёл особую важность. Прежние привилегии Русской православной церкви были сохранены, однако православным разрешалось менять своё вероисповедание. Определённые права были также получены старообрядцами, которых прежде закон рассматривал как упорствующих раскольников, отступников от православия.

Кроме того, Указ расширял права инославных конфессий, признавал важность улучшения правового положения мусульман и буддистов (ламаитов). Буддистов-ламаистов впредь было воспрещено официально называть идолопоклонниками и язычниками. Все эти меры имели целью ликвидировать правовую неравноправность религиозных обществ Российской империи.

Были расширены права католических и мусульманских религиозных общин. Что касается мусульман – это мотивировалось тем, как подчеркивалось в документе, что «мусульманское население внутренних губерний исполняло всегда свой долг пред государством наравне с его коренными подданными и не доставляло правительству каких-либо особых забот в отношении политическом. Будучи весьма твердым в правилах своего вероучения, население это никогда не проявляло стремления к прозелитизму среди русского народа. Несмотря на сохранившиеся ещё некоторые отличия внутреннего и внешнего быта, население это сроднилось с Россией и вполне ей дружественно».

Важное значение для развития правосознания российского населения имела религиозная амнистия – облегчение участи лиц, отбывавших наказания по религиозным преступлениям: освобождение их из тюрем, снижение сроков наказаний и др.

Конечно Указ «Об укреплении начал веротерпимости» полностью не разрешал насущных вопросов религиозной политики Российской империи, как и всего спектра проблем, связанных с установлением вероисповедной свободы, но это был значительный шаг к изменению политики государства в данной области. В Российской империи, многонациональном государстве, возникли важные элементы религиозной свободы, которые были необходимы для поддержания территориальной целостности государства и баланса национальной политики. Указ о свободе вероисповедания 1905 г. положил начало очень важному принципу для многонационального государства – веротерпимости.

 

ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ, «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ»

17 апреля 1905 г.

В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.

Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости,

Мы признали за благо таковые утвердить.

Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной веры, порождаемой благодатию Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, повелеваем:

1. Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.

2. Признать, что, при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.

3. Установить, в дополнение к сим правилам (пп. 1 и 2), что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат по желанию их исключению из числа православных.

4. Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещеных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.

5. Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

6. Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.

7. Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

8. Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.

9. Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.

10. Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Настоятелям и наставникам (п. 9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.

11. Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.

12. Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного.

13. Установить, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласи духовнаго начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительнаго. Изъятия из сего общего правила, если таковые будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могут быть установлены только в законодательном порядке.

14. Признать, что во всякого рода учебных заведениях в случае преподавания в них закона Божия инославных христианских исповеданий таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания.

15. Признать подлежащими пересмотру законоположения, касающиеся важнейших сторон религиозного быта лиц магометанскаго исповедания.

16. Подвергнуть обсуждению действующие узаконения о ламаитах, возбранив впредь именование их в официальных актах идолопоклонниками и язычниками.

17. Независимо от этого привести в действие и остальные, утвержденные Нами сего числа, положения Комитета Министров о порядке выполнения пункта шестого указа от 12 декабря минувшего года.

К исполнению сего Правительствующий Сенат не оставит учинить надлежащее распоряжение.

 

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано: НИКОЛАЙ

 

 


В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:

http://rpsc.ru/mitropoliya/atorin_manifest_1905/

https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/podpisan-ukaz-ob-ukrieplienii-nachal-vierotierpimosti

https://www.hse.ru