+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Головные уборы хакасов


В сочинениях Ахмеда Югнекского (1444 г.) есть такая поговорка: Іғrғn іašqa іörkni kӱӧär іas kӱräk – Прежде нужна голова, на которую можно было бы надеть шапку.
Традиционная одежда любого народа является одним из проявлений его материальной и духовной культуры. В каждом элементе народного костюма, так же как и в его названии, можно проследить образ жизни народа, включающий климатические условия, традиции, эстетические нормы, а также этнолингвокультурные связи с другими народами.
Для обобщённого названия головных уборов в хакасском языке применяется общетюркский термин пӧрік.
В конце XIX – начале XX в. хакасы использовали около десяти видов головных уборов. Они подразделялись на мужские, женские и детские, отличались по назначению, сезону, соответствовали социальному положению человека.
По назначению выделялись нарядные и повседневные. По сезону – зимние хысхы пӧpiк (зимняя круглая шапка с тульей из овчины и с верхом из плиса) и летние – чайгы пӧpiк. Разнообразен был покрой и материал их изготовления. Головные уборы как мужские, так и женские были почти одинаковой формы, сшитые из овчины или мерлушки с широким околышем и остроконечной тульей.


При низких температурах к подобным шапкам пришивали кусок овчины в виде ушанки. Головными мужскими уборами служили войлочные шляпы, овчинные круглые шапки, рысьи малахаи, а по праздникам – бобровые шапки. Замужние и пожилые женщины зимой красовались в праздничных шапках (чапых). Девушкам запрещалось носить этот головной убор.

Мужские головные уборы
Ӱс пӧрік, шапку из рыси, мужчины надевали в сильные морозы.
Хамнос пöрiк – шапка из выдры.
Хундус/камчат пöрiк – шапка из бобра. Для изготовления камчат пöрiк шкуру бобра покупали у разъездных торговцев. Считали, что её привозят с полуострова Камчатка. По всей видимости, отсюда и произошло название шапки камчат пӧрік.
Шапки из выдры хамнос пӧрік или бобра камчат пӧрік носили зажиточные хакасы. Более бедное население носило головные уборы из материалов собственного производства, такие как:
хурусха пӧрік – шапка из мерлушки, т.е. из шкуры ягненка;
киден пӧрік (киден – холст), киис пӧрік (киис – кошма, войлок), тӱк пӧрік (тӱк – шерсть) – промысловые головные уборы, по форме напоминающие берет.
Название следующего вида мужского головного убора характеризует его форму:
ус пöрiк (кач.) – заострённая кверху шапка, которую носили охотники. Такой головной убор изготавливался из шкурок ног дикой козы. Нижний конец шапки спускался ниже плеч и не позволял снегу и другим осадкам попадать вовнутрь за воротник.
В конце ХIХ – начале ХХ в. среди мужского населения большое распространение получили покупные фуражки и кепки, названия которых были заимствованы из русского языка:
картус – картуз;
слепее – шляпа фабричного производства.

Женские головные уборы тоже были разнообразны по материалу изготовления, покрою и социальному статусу, однако самым популярным национальным женским головным убором, который имеется и сегодня у каждой хакасской женщины, является платок – плат.
Плат был заимствован у русских в начале ХIХ в. «Старики у качинцев помнят, что лет 100 тому назад покупные платки совсем не были в употреблении…».
Ещё одно название платка в хакасском языке – арчоол. По мнению Ю.А. Шибаевой, термином арчоол назывался «вид древнего хакасского головного убора, форма которого уже забыта и теперь осмысляется как привычная в настоящее время – головной платок…».
Отличительной особенностью ношения платка у хакасских женщин стала особая манера его повязывания. Сложенный пополам по диагонали большого размера кашемировый платок повязывается плотно на лобной части головы и завязывается высоко на затылке – так, что концы платка длинными концами спускаются по спине женщины. Высокий жёсткий околыш фиксируется плотной бумагой.

В способе завязывания платка отражалось семейное положение:
- высокая складка на лбу – замужняя женщина;
- узкая складка – юная девушка.
- без складок – вдова.
Чем богаче и ярче платок, тем почтительнее и богаче считалась женщина.
Зимой для тепла поверх постоянного головного платка повязывали шаль саал плат, название которой, так же как и саму шаль, позаимствовали у русских женщин.
В ХVIII-ХIХ вв., когда платки ещё не вошли в употребление, женщины носили такие головные уборы как:
ах пӧрік – летняя шапочка с кистью на конце в виде колпака, связанного из ссученных шерстяных ниток из белой овечьей шерсти (ах – белый). Надевали её, загнув край в виде довольно широкой складки, на которой располагались цветные полоски и геометрические орнаменты как украшения. Верхняя часть шапки, куда свободно помещались сӱрмески, девичьи косички, свободно спускалась на плечи. Как указывает Ю.А. Шибаева, «своеобразным головным убором качинок был колпак. Такой ах колпак мог оторачиваться соболем или чернобурой лисицей. Уже к концу ХIХ века он совершенно исчез у качинок»;
пӧзiк тигейлiк пӧрік – зимний головной убор с широким меховым околышем и высокой тульей из плиса, бархата или сукна (пöзiк – высокий, тигей – сопка, вершина, макушка). Тулья, имеющая вид мешка, сшивалась из четырёх длинных прямоугольных клиньев, которые образовывали квадратный верх. Четыре её стороны и квадратный верх расшивались яркими узорами. На макушке укреплялась перламутровая пуговица с красной кисточкой или пришивались красные и синие ленты. Чаще всего её носили замужние женщины. Подобные шапки, указывает А.А. Кузнецова, сагайцы шили «с околышем из выдры, с большим висячим верхом из плиса, который иногда бывает вышит шелками». Интересную информацию даёт по поводу этого головного убора Ю.А. Шибаева, ссылаясь на исследования ученых, изучавших географию и историю Сибири: «Любопытно, что, по сообщениям пленных шведских офицеров, в первой трети ХVIII в. в Кашгаре мужчины и женщины носили на голове круглую суконную шапку вроде польской, широко отороченную мехом… шведские офицеры не знали, что шапка, которую в их время носили поляки, заимствована последними у турков или монголов, а не принадлежала к польскому национальному костюму»;
тағайах – шапочка в виде большого мягкого берета с вырезом для лица, которую носили девушки «в Абаканской и Аскизской управах». Подобный головной убор существовал у алтайцев под названием тагайа;
тӱлгӱ пӧрік – лисья шапка с большим меховым околышем и с тульей из шёлка или парчи с кистью на конце (тӱлгӱ – лиса). Такую шапку надевали замужние женщины, главным образом свахи и невеста.
Следующие головные уборы характеризуют особенности их покроя:
чабығ пӧрiк – зимняя меховая шапка, закрывающая уши и шею (чабығ – закрытый);
хулахтығ пӧрiк – шапка-ушанка (хулах – ухо);
чiрiк пöрiк – круглая шапка с широким меховым околышем, на котором делался вырез для лица (чiрiк – рассеченный).
Эти головные уборы по внешнему виду были похожими между собой. Такие шапки русские называли малахаями. Качинцы назвали их – «чабак» и встречается у них уже в первой половине ХVIII века.
Детские головные уборы плотно прилегали к голове и были зашиты раковинами каури, по представлениям хак. асош они были хранителями души, оберегами.
Интересно, что если проанализировать названия головных уборов хакасов, как наверное и у любого другого народа, мы можем получить представление о традиционной культуре хакасского народа. По шапке можно было определить принадлежность человека к роду. Названия мехов, используемых при изготовлении шапок, или их покрой указывают на то, что хакасы занимались охотой, либо они сотрудничали с разъездными торговцами, занимались они и овцеводством. Названия головных уборов, характеризующих покрой, свидетельствуют о суровых климатических условиях (зимние меховые шапки, закрывающие. Названия и описание некоторых женских шапок информируют о женских прическах: женщины и девушки носили длинные косы, которые помещали в объемные головные уборы. Некоторые соответствия и параллели с названиями в других языках указывают на этническую взаимосвязь сравниваемых языков и их носителей в историческом прошлом. Заимствования наименований из русского языка, так же как и самих головных уборов, свидетельствуют о соседстве и взаимодействии русской и хакасской культур.
На сегодняшний день практически все виды хакасских национальных головных уборов вышли из употребления. Некоторые из них можно ещё увидеть на национальных праздниках, ежегодно проводимых в Хакасии. Все эти сохранившиеся традиции помогают понять духовный мир народа и словно бы рассмотреть его историческое лицо.

 

_______________________________________________________________________

 Использована информация из открытых источников:

https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2017_11-2_11.pdf
http://referat-lib.ru/view/referat-other/263/262456.htm