+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Сабантуй в Красноярском крае

Как нельзя представить испанцев без корриды, русских без масленицы, японцев без праздника цветения сакуры, бразильцев без карнавала, так невозможно представить татар без праздника весеннего обновления природы – Сабантуя.

В этом году любимый татаро-башкирский праздник Сабантуй традиционно прошел в июне – июле. С учетом всех необходимых ограничений участие в праздновании приняли 10 муниципальных образований Красноярского края: деревни Стерлитамак Абанского района, Елга Большеулуйскогог района, Шулдат Боготольского района, Красное озеро (Кызыл Куль) Ужурского района и село Отношка Казачинского района. В Лесосибирске был организован детский Сабантуй с концертной программой и спортивными состязаниями, а в Енисейске круглый стол.

В Канске и Красноярске Сабантуй прошёл в онлайн-формате. Были бесконтактные спортивные соревнования и праздничный концерт.

Перед началом череды сабантуев татарская автономия объявила фотоконкурс «Архив красноярских Сабантуев», на который поступило множество фотографии с праздников, которые проводились в прошлом ХХ веке. На чёрно-белых снимках 30-40 летней давности люди также смеются, радуются празднику, соревнуются. Участие в конкурсе приняли более 100 фотографий.

Несмотря на внесенные сегодняшним днем коррективы в проведение мероприятий, современный Сабантуй остается замечательным, любимым всеми праздником, объединяющим и традиционную культуру, и народные игры, и спортивные состязания.

 

Немного о традициях.

В этом году исполнилось 40 лет празднованию Сабантуя в авыле Стерлитамак Абанского района. История стерлитамаковского Сабантуя очень богата: это и участие в состязаниях студентов из г. Казань, проведение краевого Сабантуя. Жители деревни Стерлитамак постоянные участники праздников в краевом центре, г. Канске и авылах Дзержинского района.

Говорят, что «театр начинается с вешалки...». Сабантуй же начинается с шествия молодежи по улицам татарских авылов для сбора подарков для участников спортивных состязаний. В небольших красноярских татарских авылах эта традиция ещё сохранилась... Поэтому с утра молодые люди с гармошкой, с весёлыми песнями ходят по дворам, ведь Сабантуй – это общий праздник, всей деревни.

Особое место на праздничных соревнованиях занимает национальная борьба на кушаках – корэш. Аксакалы в татарских деревнях рассказывают, что раньше, когда не было телевизоров и, тем более мобильных телефонов, после того, как заканчивался Сабантуй, жители авылов ещё несколько месяцев кряду пересказывали друг другу все подробности борьбы. Батыр, победивший в финале, был главным героем. За свою победу он получал не только главный приз праздника – барана, но и заслуженную славу, и уважение жителей аулов, принимавших участие в Сабантуе.