+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Сабантуй

Сабантуй - любимейший праздник татарского народа. Он одновременно древний и новый, весёлый и задорный. Это праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи, песни, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан – «плуг» и туй – «праздник». Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.
Точно же сказать, когда именно появился Сабантуй сейчас просто невозможно. Если проанализировать некоторые его элементы, можно предположить, что большая часть традиций сложилась, когда предки нынешних татар вели кочевой образ жизни. Военизированные игры (скачки, борьба, бег), определение главного батыра и розыгрыш барана – это элементы общей тюркской традиции, идущей ещё от тенгрианства.


Важная часть Сабантуя – состязания. Они позволяют научить юношей военному делу, а также выявить самого ловкого и сильного представителя рода. А как найти самого достойного бойца? Только в единоборстве. Поэтому на празднике почти нет командных состязаний, всё подчинено цели развития индивидуальных качеств юноши.
А военный смысл читается практически во всех конкурсах. Кочевники жили в степи и строили дозорные башни, на которые нужно быстро забираться – лазание на вертикальный столб; умение подняться на наклонный шест полезно при штурме крепостей, бой мешками на бревне имитирует бой всадников, а скачки тренируют навыки управления лошадью. Сейчас на любом Сабантуе есть соревнования по поднятию гирь, побеждает тот, кто поднимет её большее количество раз. Но изначально система была совсем другая, примерно, как у пауэрлифтеров – нужно было поочередно поднимать камни разной тяжести, постепенно увеличивая вес. Этнографы говорят, что такая система сохранялась в деревнях вплоть до 1960-х годов. С появлением гирь смысл конкурса размылся, изначально же такой навык был необходим для быстрой зарядки камнемётов.
Центральное событие Сабантуя – борьба Корэш. Победитель получает барана.
Татарская национальная борьба на поясах Корэш – это вид спортивного единоборства, в котором перед борцом стоит цель положить соперника на спину применением какого-либо из разрешенных приёмов. Корэш – часть древнего татарского боевого искусства «Кара каплан» («Чёрный ягуар»). В борьбе Корэш разрешены броски прогибом через грудь в различных вариантах (в том числе зашагиванием за левую или правую ногу соперника), броски с выводом за спину и т.д. Приёмы, проведённые без отрыва соперника от ковра (например, сваливание, сбивание), не оцениваются. В Корэше полностью запрещены подножки, подсечки, зацепы ногами, но броски с помощью ног разрешаются. Всё это явно говорит о том, что раньше боролись на конях.

А почему главный приз именно баран?
Есть версия, что эта традиция пришла из далёкого прошлого, когда прототюрки ещё жили на Алтае, в местности, где водятся горные бараны. Предки татар и башкир были приверженцами тенгрианства (это не чистое язычество, а скорее монотеистическое верование, потому что в нём есть идея всевидящего небесного ока – Тенгри). А в тенгрианстве почитают гору как самую близкую к богу точку на земле, и, соответственно, горного барана как божественное существо. В тот момент, когда батыр поднимает на плечи барана, он в глазах общины становится человеком, подобным Богу. В позе мужчины с бараном на плечах замыкаются все мифологические и социальные мотивы Сабантуя.
К слову, следы культа барана этнографы видят и в татарском орнаменте, распространённым мотивом которого являются завитые на манер рогов цветы и растения.


Сабантуй – важная часть в цепи традиционных празднеств земледельческого календарного цикла. Изначально он проводился до посевных работ, ведь эта пора для земледельца судьбоносная и перед нею нужно восхвалить Тенгри, оплодотворить землю. Здесь Сабантуй сливается с другим важным татарским языческим праздником – Карга-боткасы. Сейчас он мало известен, хотя кое-где в деревнях его всё ещё проводят. Карга-боткасы (дословно «каша для грача») – аналог Навруза, праздника, знаменующего конец зимы, пришедшего к нам из Ирана. Во время Карга-боткасы люди рассыпали по полям зерно для грачей – считалось, что эти птицы приносят весну на своих крыльях.
Ещё одна важная часть Сабантуя – ритуал сбора подарков. В зависимости от местности это событие называют по-разному: бирән җыю, сөлге җыю, сөрән. Но суть одна: молодые люди ходят по деревне и собирают в каждом доме полотенца и платки, вышитые молодыми девушками, и иногда яйца. Всю зиму девушки и молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Всё это становилось призами для победителей состязаний на Сабантуе.
Современный Сабантуй неоднороден, различают три вида: городской, деревенский официальный и деревенский неофициальный.


Особенности городского Сабантуя сформировались в XIX веке, когда появилась буржуазия. У горожан совершенно другая мотивация участия в Сабантуе, нежели чем у селян. Если в деревне идут на майдан, чтобы увидеть односельчан, показать себя и семью, то в городе, где личные связи ослаблены, на первый план выходит возможность развлечься. Именно в это время появляются шуточные конкурсы вроде бега в мешках, с коромыслом, с яйцом в ложке. Участие в них, в отличие от лазания на шест, не требует подготовки, кроме того, они весёлые и зрелищные – люди падают, обливаются водой и так далее. В начале XX века рядом с местами проведения конкурсов устанавливали трибуны и продавали билеты, то есть здесь речь идёт о чистой индустрии развлечений. Именно с этого времени формируется устойчивое понятие, что Сабантуй – это обязательно шумное веселье, хотя оно никогда не было обязательным.
Официальным деревенским Сабантуем называют тот, который проводится в даты, определённые указом президента Республики Татарстан. По содержанию он почти не отличается от городского. Но с 2000-х годов в деревнях стали проходить неофициальные Сабантуи, которые организуют зажиточные сельчане, чтобы порадовать или помочь более бедным соседям. Они воспринимают его как закят (в исламе – обязательный годовой налог в пользу нуждающихся) – например, помогают многодетным семьям, решают деревенские проблемы, вроде постройки дороги. Для исследователей это пример социальной самоорганизации в деревне. Местные жители могут организовать праздник как в тандеме с администрацией деревни, так и самостоятельно, если организаторы не ладят или не доверяют главе поселения.
Совершенно иным образом Сабантуй функционирует в татарских диаспорах. Для них праздник – важный фактор идентификации себя как татар и способ заявить о себе новым соседям. В народе ходит шутка: «Если где-то встретились три татарина, они обязательно организуют Сабантуй».


Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в сёлах, посёлках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.
В настоящее время Сабантуй приобрёл статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне, определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в сёлах и деревнях республики, через неделю – в крупных городах Татарстана, а ещё через неделю в столице республики г. Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.


Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
С 2001 года в различных городах России проводится Федеральный Сабантуй. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошёл в с. Алькино Самарской области.
В Красноярске Сабантуй проходит уже 25 лет. В 2015 году в краевом центре прошёл XV Федеральный Сабантуй.
На Федеральный Сабантуй в Красноярск приехала большая делегация Нижнекамского района Республики Татарстан, а также представители татарских общин районов Красноярского края и других регионов России.
На Сабантуе были широко представлены традиционные промыслы многочисленных национальностей, проживающих в нашем крае, прошли концерты профессиональных и самодеятельных национальных творческих коллективов, а также проведены традиционные спортивные и развлекательные события.
Праздник собрал участников из 36 регионов России.


Национальный праздник проходил сначала на ипподроме в поселке Емельяново, затем на острове Татышев в Красноярске.
– Отзывы, которые я получаю, говорят, что этот праздник самый крутой, который был в истории федерального Сабантуя. Спасибо за отношение к республике, татарскому народу, которое вы тем самым показываете, – обратился Рустам Минниханов к красноярцам. – Нам важно сохранить самобытность и иметь возможность показать историю, рассказать о том, какой у нас язык, обычаи. Сабантуй проходит в 58 регионах, 28 странах, но ваш федеральный Сабантуй самый крутой.
За многие годы проведения праздника Сабантуй из деревенской забавы превратился в настоящий символ дружбы народов, который помогает сохранять и приумножать культурные традиции.


Использованы следующие источники:
https://inde.io/article/5707-bez-barana-sabantuy-ne-sdelat-iz-chego-sostoit-glavnyy-folklornyy-prazdnik-tatar
http://history-doc.ru/sabantuj-istoriya-vozniknoveniya-prazdnika-obychai/
https://tatarstan.ru/data/sabantui/01.htm