+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Стартовал семинар по вопросам реализации государственной национальной политики

Дом дружбы народов «Родина» стал центральной площадкой проведения в Красноярском крае семинара по вопросам реализации государственной национальной политики.  На семинар в Красноярск приехали государственные муниципальные служащие из 22 регионов России, в том числе из Санкт-Петербурга и Казани, впервые в числе участников были также руководители и представители  Домов дружбы ряда российских регионов.  

Среди спикеров семинара федеральные эксперты: ответственный секретарь комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Андрей Худолеев; советник директора ФГБУ «Дом народов России» Тимур Мухамедов; доцент кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук Максим Буданов.

Семинар будет проходить 23-26 мая. Программа включает как лекции, так и практические занятия, круглые столы, а также семинары-совещания и выездные практические занятия.

Семинар открылся практикумом «Учебно-методические проекты Красноярского края для учащихся образовательных организаций: реализация проекта «Этноурок «Семья народов Красноярского края» (в системе преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Директор Дома дружбы народов Красноярского края «Родина» Зоя Грудина обратилась к участникам семинара с приветственной речью и пожелала успешной работы.

Модератором площадки выступил заместитель начальника управления общественных связей Губернатора Красноярского края Рашит Рафиков. Он рассказал об истории появления «Этноурока» и подчеркнул особенную актуальность работы с подрастающим поколением, направленную на формирование патриотического воспитания интерес к малой родине.

Обучающий курс «Этноурок «Семья народов Красноярского края» разработан Управлением общественных связей Губернатора Красноярского края в сотрудничестве с учеными и педагогами учащихся 6-7 классов. Курс состоит из 8 уроков, в каждом из которых раскрывается своя тема:

Карта народов Красноярского края: кто мы и сколько нас?

Коренные народы Красноярского края;

Русские землепроходцы Сибири. Освоение Красноярского края;

Великая Победа – одна на всех! Кто ковал нашу Победу?

Культура и праздники народов Красноярского края;

Духовная жизнь (религии) народов Красноярского края;

Миграция в истории Красноярского края (России) и на современном этапе;

Выдающиеся люди Красноярского края.

В кейс по Этноуроку входят печатные и электронные (флэш-карта) пособия для учителя, большая настенная карта с набором стикеров-наклеек, тетради и дополнительные дидактические и наглядные пособия для 30 каждого из 30 учащихся школьного класса, а также поощрительные сувениры (браслеты, книжные закладки, брелоки, настенные часы и авторучки с логотипом Этноурока).

Апробация проекта проводилась в течение двух учебных годов (2018-2019 и 2019-2020) в 26 школах 16 муниципальных образований Красноярского края, а также в трех библиотеках и краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Проект получил высокую оценку как педагогов, так и учащихся и их родителей.

Директор «Емельяновской средней общеобразовательной школы № 3» Татьяна Кошкарова была одной из первых, кто получил учебный кейс и проводил Этноуроки в своей школе. Своими впечатлениями она поделилась с участниками семинара. По ее словам, уроки очень хорошо воспринимают и школьники, и педагоги. Для каждого из восьми занятий собрано много материала, поэтому нередко педагоги делят их на части, привносят что-то свое, добавляют новые компоненты. Богатый материал Этноуроков позволяет проводить тематические викторины и национальные праздники, ярмарки. Учащиеся вместе с родителями и педагогами делают национальные костюмы, готовят блюда разных народов, устраивают квизы.

Проект «Этноурок «Семья народов Красноярского края» был презентован в ФАДН России и на различных форумах, где неизменно получал высокую оценку. В ряде субъектов Российской Федерации (Приморский край, Иркутская, Мурманская и Астраханская области) восприняли красноярский проект как образец для подготовки собственных аналогичных проектов. Приморский край уже презентовал свой проект, в его основу вошло много красноярских наработок.

Проект продолжает развиваться. Красноярским научным сообществом, в частности, на основе Этноуроков разработаны учебные курсы для детей-инофонов и детей дошкольного возраста «Семья народов Красноярского края». Они снабжены книжками-раскрасками, специальной настенной картой, познавательными мультфильмами.

Работе с детьми-инофонами была посвящена вторая половина первого дня семинара.

На панельной дискуссии «Вопросы адаптационной работы с детьми-инофонами на современном этапе» заведующий кафедрой социологии института педагогики, психологии и социологии СФУ, доцент, кандидат социологических наук Дмитрий Труфанов привел результаты социологических исследований, касающихся вопросов адаптации детей-инофонов в средних школах Красноярского края. Согласно исследованию, недостаточное знание языка детьми-инофонами создает барьеры коммуникации, увеличивает социальную дистанцию, затрудняет усвоение образовательной программы, а также способствует росту конфликтности и формированию групп по этническому признаку. Для решения проблем адаптации этих детей в школах проводятся дополнительные занятия по изучению русского языка, из вовлекают во внеурочную деятельность, стимулирующую языковую и социокультурную адаптацию.

Затем своими практическими наработками в данной сфере поделились учителя школ, реализующих работу в сфере адаптации и интеграции детей-инофонов, и председатель совета Красноярской местной общественной организации «Кыргызская национально-культурная автономия». Участники отметили для себя множество полезных кейсов, которые помогут усилить работу в данном направлении.