Король сето в Сибири
Серое небо, часто идёт дождь, рано темнеет и поздно светлеет – всё это поздняя эстонская осень. В это время в Эстонии отмечают два праздника связанных с духами: Мadripäev (День Мадри или Мартина) и Kadripäev (День Кадри или Катарины)
У эстонцев Мартов день считался началом зимнего периода.
Святой Мартин, Март или Мартын – это рыцарь, который по легенде спас нищего. Он покровительствует бедным, способствует плодородию и является патроном осеннего забоя скота. Кстати, Мартин прощал чрезмерное употребление еды и пива, но просил делиться с нищими, поэтому в дни Мартина много ели жареного и печёного, мартовскими пирами заканчивались все осенние работы, накануне рождественского поста.
По старинной традиции мужчины надевали вывернутые наизнанку шубы, приклеивали бороды из пакли, раскрашивали лица и ходили ряжеными с хутора на хутор, чтобы желать своим соседям хорошего урожая. Чаще всего ряженые переодевались в «Козла», «Медведя» или «Злого духа», устраивая небольшие представления. Дети тоже принимали участие в праздновании – они ходили по домам, пели колядки, загадывали загадки и получали за это сладости.
Эстонцы, как и другие народы, верили и верят в приметы. По погоде в Мардипяев судили о том, каким будет урожай: если лежали большие сугробы – это предвещало высокие хлеба, метель сулила беду со скотиной в зимний период, а дождь говорил о плохом урожае зерновых.
Мардипяев празднуется 11 ноября, и с этого дня начинаются ярмарки народного творчества Mardilaat, которые продолжаются теперь и до дня Кадри (25 ноября) и до самого Рождества Jõulu pühi.
Кадри, или Катарина – покровительница овец. Люди верили, что она охраняет домашний скот. В Кадрипяев было запрещено заниматься рукоделием, связанным с шерстью – прясть или вязать. Считалось, что это может принести несчастье.
Как и в День Мадри, на Катарину по улицам ходили ряженые в белой или светлой одежде. Ходили они «семьями» под руководством старшей Кадри и носили с собой куклу – малышку Кадри. Ряженые с песнями и танцами заходили в дома, загадывали загадки, играли в простые игры.
25 ноября в селе Новые Печоры Рыбинского района Красноярского края национально-культурная автономия «ЭЭСТИ» (Эстония) проведёт праздник Кадрипяев. В селе пройдут выставки изделий декоративно-прикладного творчества, кружева и вязания народа сето, выставка-дегустация традиционных национальных блюд, мастер-классы по плетению поясов и эстонским и сето танцам, состоится концерт с участием эстонских национальных творческих коллективов и исполнителей, лекция «Эстонская народная одежда, как символ», колядование.
«ЭЭСТИ» поддерживает тесные связи с исторической родиной и мировой эстонской общественностью. Делегации сибирских эстонцев принимают участие во Всемирных эстонских днях с 1996г. Ежегодно дети выезжают в Эстонию в лингвистические лагеря. Потомки сибирских эстонцев получают высшее образование в Эстонии, по специальной программе «Соплеменник». В последние годы возрос интерес к родному языку, песням и традициям.
В 1995 г. эстонским обществом был проведён первый краевой фестиваль финно-угорской культуры, который теперь стал ежегодным. Также ежегодно организуются праздники по народному календарю, например, Янов день (Jaаnipäev) стал настоящим летним фестивалем народов Балтии и любимым для жителей Академгородка.
Одним из самых больших достижений МЭНКА «ЭЭСТИ» считает создание музея сетуской культуры в деревне Хайдак Партизанского района и участие его в Международной музейной Биеннале. Гран -при 2007 года, проект «Сетумаа. Возрождение мечты», инсталляция представлена в местном музее. Ежегодно в деревне Хайдак организуется фольклорный праздник «Один день в королевства Сету». Жители деревни устраивают соревнования и выбирают себе короля, который отвечает за то, чтобы песни пелись.
Руководитель «ЭЭСТИ» Вера Ойнец рассказала:
«Сету – православные эстонцы, часть из которых была переселена в Сибирь в начале 20-го века. Когда-то представители сету освоили в Сибири территорию, которая в несколько раз превосходит размеры их исторической родины.»
Сету переехали в Сибирь более ста лет назад и считают ее своей второй родиной. Они с гордостью называют свои поселения Сибирским Сетомаа, центром которого они считают деревню Хайдак Партизанского района.
По разным оценкам представителей этнической группы сету на планете осталось около десяти тысяч человек, но они до сих пор продолжают чтить свои традиции и выбирать королей, которые, в их случае, совершенно не занимаются политикой
Идея для создания Королевства сету в начале 1990-х годов была скопирована у организованной в Норвегии Республики лесных финнов, а впервые оно было провозглашено в 1994 году в Обинице.
С тех пор каждый год в первую субботу августа этот народ провозглашает одну из волостей Сетумаа на сутки своим королевством. Чтобы посетить Королевство сету в этот день, гостям нужно облачиться в сетускую национальную одежду или приобрести «визу».
В любом королевстве должен быть король, поэтому сету периодически выбирают на эту должность человека, который будет отвечать за историю и фольклор. Король сету не политическая должность, а больше развлекательная, абсолютно сказочная должность: в его задачу входит хранение традиций народа и популяризация его культуры.
«Культура сету будет развиваться, пока сохраняются традиции, а язык используется для общения или хотя бы для того, чтобы петь наши песни», – подытожила Ойнец.