"Железная леди" из Кыргызстана
В самом начале 2000-х годов моя семъя проживала в общежитии одного из красноярских училищ. В комнату напротив заселилась молодая семья: муж, жена и сын. Мы быстро подружились, и маленький Дамирка стал бегать играть с нашим сыном Мишей.
Соседская семья оказалась межнациональной, как, собственно, и наша. Я татарин, а моя жена – русская, а у соседей Назгуль – киргизска, а Слава – чуваш. К сожалению, соседи прожили в общежитии недолго. Съехала, но хорошие отношения между нами остались.
В следующий раз я встретил Назгуль через много лет. Тогда будучи журналистом, писал на межнациональную тему, посещал различные мероприятия, проводимые национально-культурными автономиями. Батаева Назгуль Жанышбековна тогда выступала в роли председателя Красноярской местной общественной организации «Кыргызская национально-культурная автономия», что само по себе удивительно.
Каким надо обладать характером, чтобы киргизские мужчины стали слушать женщину, прислушиваться к её словам и слушаться её приказов?! Да ещё вдали от родины.
Хотя, в истории Кыргызстана много примеров того, как отважные киргизские женщины помогали своим мужьям в решении труднейших политических и социальных вопросов, а иногда брали на себя ответственность в важные моменты истории.
Например, Курманжан Датка является одним из ярких примеров. «Алайская царица» или «Мать нации», как её называли в те времена в Центральной Азии и на всём мусульманском Востоке. Она смогла добиться уважения к себе и получить титул «датка» (царица).
Другим примером отважности женщины, но уже из новейшей истории Кыргызстана, является Роза Отунбаева, не побоявшаяся взять на себя весь груз ответственности и встать во главе государства в нелегкие послереволюционные дни 2010 года. Она приложила непомерные усилия для того, чтобы спасти страну от раскола, поставить на новый курс и продолжить демократический путь развития государства.
В наше время стереотипный образ мигранта, как здорового молодого мужчины, практически не вступающего в контакт с социальной сферой принимающего государства, уходит в прошлое. Среди мигрантов становится все больше женщин.
С каждым годом всё больше женщин Кыргызстана уезжают из страны на заработки. Сегодня трудовыми мигрантами могут стать многодетная семья, одинокая мама с маленьким ребенком, беременная женщина, а то и молодая девочка, не достигшая совершеннолетия.
За последние годы процесс миграции набирает обороты. Люди выезжают на заработки в одиночку или семьями. Некоторые уже в России создают семьи. В этом случае для семей мигрантов, возникает ряд проблем. Одной из них является национальная идентичность.
Дети, рождённые в России, бесспорно, являются представителями киргизской национальности, но их родиной становится уже не Кыргызстан. При этом возникает проблема их духовно-нравственного воспитания, вызванная стремительным процессом социально-экономического развития, а также снижением роли традиционных культурных ценностей в силу того, что родились и выросли совершенно в другой среде.
По существу, растет новое поколение молодых людей, частично или полностью лишённое социально-культурных корней, оторванное от живой, питательной среды национальной культуры.
Кроме того, отсутствие четкой системы нравственного и духовного воспитания в учебных заведениях, культ силы и сильной личности, пропагандируемый СМИ, политическая и правовая неграмотность – становятся факторами, во многом влияющими на появление среди молодёжи новых экстремистских объединений.
Безусловно все эти проблемы не оставили равнодушными руководство диаспоры и заставили задуматься о проблемах, связанных с подрастающим поколением своих соотечественников.
В 2002 году был создан Красноярский киргизский национально-культурный центр «Достук», который в 2005 году был реорганизован в Кыргызскую национально-культурную автономию. Её председателем и стала Н. Ж. Батаева. Кроме того, она вошла в состав Общественной палаты национальностей Гражданской ассамблеи края, общественно-консультативный совет национальных объединений Красноярского края при УФМС России по Красноярскому краю, общественные советы при районных администрациях Красноярска.
Кыргызская НКА объединяет этнических кыргызов, проживающих на территории Красноярского края. Организация ведёт работу по сохранению и развитию национальных традиций, культуры, межнациональных отношений, налаживанию деловых и культурных связей между Красноярским краем и Республикой Кыргызстан. Автономия регулярно проводит для земляков национальные праздники, совместно с другими национально-культурными автономиями принимает участие в проведении межнациональных праздников.
Это и празднование Новруза, Дня Республики Кыргызстан, международных соревнований по борьбе на кубок «Манас», межрегионального турнира по волейболу, праздника урожая «Оп майда» и обязательное участие на общегородских мероприятиях таких, как: День города, День России.
Молодёжь каждый год проводит конкурс красоты и таланта «Мырза жана Айым», принимает участие в международном конкурсе красоты «Азия – Сибирь», в турнире по футболу «Кубок наций», летнем межнациональном лагере «Интер-Красноярск», межвузовском фестивале «Студенчество без границ», городском фестивале «Венок дружбы», игре брейн-ринг, семинарах, тренингах.
Так, что работы у Назгуль Жанышбековны хватает. И не только у неё – у всей автономии. А это значит, что она необходима городу, краю и стране в целом.
Фото из архива Дома дружбы народов Красноярского края