Пиэс – символ вайнаха
На Кавказе самой важной частью мужского костюма всегда была и остаётся шапка во всех её формах – будь это папаха или чалма. И чеченцы в этом не оригинальны. Существует множество чеченских и ингушских шуток, народных игр, свадебных и даже похоронных обычаев, связанных с шапкой. О достоинстве горца судили по его головному убору, который являлся, своего рода, символом мужественности.
«Шапку носят не для тепла, а для чести», – говорят старики.
Поэтому шапка должна была быть у вайнаха самой лучшей, на неё не жалели денег. Уважающий себя мужчина в былые времена повсюду появлялся на людях в папахе. Её не принято было снимать даже в гостях или в помещении: холодно там или жарко, а также передавать для ношения другому лицу.
Под чалму и папаху надевают тюбетейку – пиэс – шапочку полусферической формы, которая плотно облегает макушку головы. Шьют её из одноцветных тканей.
Чеченцы произносят название этого головного убора как «пиэс», а ингуши – «феск». Произошло это название от персидского «феска».
Пиэс пришёл на Кавказ вместе с исламом 200-300 лет назад и очень популярен по сей день. Намаз (мусульманскую молитву) верующему полагается совершать, именно надев пиэс. Для пожилых мужчин он является нижним головным убором, а для молодёжи – легким, летним. Он также входит в комплект подарков невесты родственникам жениха.
В Чечне и Ингушетии пиэс шьют опытные мастерицы, непременно верующие мусульманки. Причём, в каждом районе он имеет свою особенность, так что по пиэсу можно определить из какой части республики его носитель.
Сегодня многие чеченцы надевают пиэс и просто гуляя по улицам, лишь для демонстрации крепости веры и принадлежности к вайнахской нации.
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников: