+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Варган

Варган – древнейший музыкальный инструмент, он встречается в различных вариациях во многих странах и насчитывает сотни местных народных названий. Среди исследователей ещё нет единства мнений по поводу времени и места возникновения варгана, а также путей его распространения. Очевидно, что география распространения варгана отражает территориальное разнообразие связей музыкальных традиций его использования народами мира с их образом жизни, культурой и этническим самосознанием (менталитетом).

Варга́н (возможно от старославянского «варга» – «рот», или греческого «όργανον», «органон» – «инструмент») – музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку.

Издавна варган был распространён в Азии и Океании (кроме Ближнего Востока). Древнейший экземпляр III-I века до н. э. найден в Монголии на месте стоянки народа хунну. В Латинскую и Северную Америку варган попал во времена их колонизации в XVI-XVII века и активно использовался в товарном обмене.

В белорусском городе Друцке найден варган XII века. В России самым старым инструментом являются варганы, найденные на территории Великого Новгорода – 13 варганов XIII-XV века. Тринадцатый варган найден на территории Владычного двора Новгородского детинца в слоях XIV века. В центральную Россию варган предположительно попал из Польши через Украину (Малороссию).

Многие исследователи сходятся во мнении, что прообразом варгана является лук, как обычный, так и специально приспособленный для игры. Существуют и гораздо более примитивные приспособления, например музыкальная жилка, сухая ветка с сучком, щепка заострённой формы – такие инструменты дошли в некоторых культурах до наших дней (нганасаны, ненцы, саха, тувинцы, горные алтайцы). Все эти инструменты используют рот исполнителя в качестве подвижного резонатора и могут быть отнесены к классу предварганов. Вполне вероятно независимое развитие конструкций в разных частях света. Например, народам Австралазии варган был известен, в то время как лука они не знали.

Некоторые исследователи считают, что первые пластинчатые варганы возникли в Юго-Восточной Азии около 5 тыс. лет назад и далее распространились по Океании до Австралии, по Дальнему Востоку, Сибири и Средней Азии. Основанием для таких выводов является сосуществование у племён Вьетнама, Тайваня, Филиппин и т.д. пластинчатых варганов, как деревянных, так и металлических (вьетнамский дан мои), вместе с дуговыми. У народов амуро-сахалинского региона они тоже сосуществуют, но функционально разделены: пластинчатый в обрядах используют женщины, а дуговой – мужчины. Переход к металлической конструкции мог произойти в Северной Индии. Европейские графические источники XIII века позволяют сделать вывод, что варган дугового типа попал на запад уже в готовом виде. Распространение могло идти через Великий шёлковый путь, пути индо-римской торговли или во время нашествия гуннов в IV веке. Интересно, что итальянский маранзано по конструкции практически идентичен индийскому морсингу. Из Европы во времена географических открытий и колонизации дуговой варган попал в Африку и Америку, где, судя по всему, не было настоящих варганов, только музыкальные луки.

Музыкальные традиции являются важной частью самосознания этноса. По особенностям музыки того или иного народа можно судить о его менталитете, отношению человека к миру и своему месту в нём. В каждой культуре, использующей варган, существуют отличительные исполнительские особенности, обусловленные в том числе и особенностями конструкции.

Для традиционной азиатской музыки характерны спокойствие, задумчивость, настрой на созерцание. Такие средства, как горловое (обертонное) пение, гонги, поющие чаши и т.д., присущи только восточной культуре. В Азии варган использовался прежде всего как сольный, сакральный инструмент. У этносов, практиковавших шаманизм, игра на варгане была «музыкой для себя», построенной на подражании звукам природы. Для шамана варган стоит по важности наравне с бубном, только служит другой цели: бубен нужен для работы шамана с аудиторией, варган же – с личной энергетикой.

Китаю, как наиболее развитому государству Восточной Азии, свойственны и наиболее сложные музыкальные традиции, схожие с европейскими. Коу сян (3-5 латунных пластинчатых разнонастроенных варганов, соединённых как лепестки цветка) позволяет исполнять более разнообразные мелодии, чем один варган. Вероятно, от подобного инструмента произошёл древний китайский губной орга́н шэн – система из бамбуковых или тростниковых трубок различной длины, имеющих язычки и вмонтированных в чашеобразный корпус с мундштуком. Шэн попал в Европу в XVIII веке (возможно и раньше) и, по некоторым данным, оказал влияние на европейские инструменты.

В европейской музыкальной культуре широко используются разнообразные приёмы воздействия на слушателя. Это относится и к варгану, который в Европе чаще всего служил ансамблевым инструментом. До XIX века этот инструмент был популярен, особенно в Германии и Австрии, где было организовано его массовое производство. Среди низших слоёв населения он широко распространился как увеселительный инструмент и в основном использовался для исполнения танцевальных мелодий (в том числе и в России, Украине – дрымба, в Венгрии – доромб, в Норвегии – муннхарпа и т.д.). Среди аристократии варган как экзотический предмет также стал популярен. Появились варганисты-виртуозы, выступающие с концертами. Высоко он ценился и среди европейских композиторов. Например, Иоганн Георг Альбрехтсберг (1736-1809), друг Моцарта и Гайдна, написал несколько концертов для маультроммеля, а также читал лекции о его устройстве и музыкальных качествах. В 1821 году Фридрих Бушман (1805-1864), пытаясь сделать духовой камертон, создал прообраз губной гармоники – ауру. Он соединил несколько маленьких варганов, настроенных на разные ноты, язычок которых начинал колебаться от струи воздуха (как и в шэне), что свойственно варганам с немного изогнутыми язычками. Впоследствии конструкцию губной гармоники развили в аккордеон, добавив меха для нагнетания воздуха. Эти инструменты получили в Европе широкое распространение, варган же потерял актуальность как архаичный предмет.

Таким образом, варган оказал серьёзное влияние на западную музыкальную культуру, а в восточной культуре по сей день играет важную роль. Из-за простоты конструкции и принципа звукоизвлечения этот инструмент можно с полной уверенностью причислить к одному из древнейших.

 

Виды варганов

Пластинчатые варганы –продолговатые пластинки с вырезанным в ней язычком. Материалы изготовления: дерево, бамбук, тростник, кость, металл. Распространены среди народов Северной, Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии и Океании. На некоторых пластинчатых варганах язычок дёргают за привязанную к его основанию нитку: один из варганов башкир (агас кубыз), варган айнов (муккури), один из варганов нивхов (тыф канга), костяной варган манси (томран), варган с острова Бали (генггонг).

Дуговой варган   состоит из двух соединённых металлических частей: рамки и язычка с крючком для защипывания. Рамка варгана состоит из дугообразной части и двух дек, между которыми находится рабочая часть язычка.

Всего известно более тысячи национальных названий варгана. У русских, кроме обычного обозначения варган, встречалось также название зубанка.

На территории России варган распространён у русских, у народов Северной Азии (кроме эскимосов, юкагиров, нганасанов, энцев и ненцев), у народов Поволжья (марийцы, удмурты, чуваши и коми-зыряне), в Башкортостане и Татарстане, в Республике Алтай, Тыве и Хакасии. Пластинчатые варганы используются у народов Чукотки, Камчатки, Сахалина, Югры, района Среднего Енисея, Центральной Сибири (эвенки и эвены), у западных (ханты, манси, кеты, селькупы) и восточных народов Северной Азии (якуты, чукчи, кереки, коряки, ительмены, южно-сахалинские айны, северо-сахалинские нивхи).

Хомус якутский - один из важнейших традиционных инструментов якутов, в прошлом использовавшийся шаманами. Якуты (и долганы) в основном используют хомус (у долган называется барган). Также в Якутии известен пластинчатый хомус из лиственницы или кости.

Комус алтайский, челер комус – пластинчатый комус из тростника или бамбука с верёвкой для дёргания язычка. Использовался до начала XX века в Улаганском районе Республики Алтай. Темир комус – изготавливается из металла. Традиционный темир комус представляет собой пластинку с вырезом, в который устанавливается язычок с загибом на конце. Современный темир комус делается из стали или латуни и выглядит как типичный дугообразный варган.

Дрымба – дуговой варган, известный на Украине (особенно на Гуцульщине), в Молдавии и Румынии. На западе Украины дрымба была единственным женским (в основном девичьим) инструментом. В середине XX века дрымба ещё сохраняла некоторую популярность среди пастухов Закарпатской области.

Морчанг (букв. ротовая арфа) – дуговой варган на севере Индии, морсингх – на юге. Морчанг хорошо сочетается с барабаном мридангой. Более древние варганы представлены деревянными или бамбуковыми пластинчатыми экземплярами с ниткой: ассамский гагана (гангинна), раджастханский гхоралио. Варганы используются в ансамблях для ритмического сопровождения пения и танцев.

Башкирский кубыз – отличается от алтайских материалом изготовления (полированная сталь), глубоким звучанием и изящными формами. Часто уральские варганы называют русскими. Популярный варган Глазырина имеет чувствительный язычок, реагирующий даже на легкое касание, поэтому его рекомендуют начинающим варганистам.

Немецкий маультроммель – обладает низким и мощным звучанием.

Вьетнамский варган – Дан Мои («для губ») – пластинчатый инструмент. В отличие от язычковых, прижимается к губам, а не зубам. Обладает мягким, долгим и высоким звуком.

Шанкобыз – казахский варган.

Чанковуз – каракалпакский и узбекский варган.

Гопуз – туркменский варган.

Ооз-комуз – киргизский варган.

Лук моугонго – Представитель африканской народности обу (Нигерия) играет на музыкальном луке, используя в качестве резонатора собственную голову. Фото из коллекции британского антрополога Норткота Томаса сделано в 1903–1913 гг. во время его экспедиции по Африке.

Женщина из племени цоу (Тайвань) играет на ротовом луке, фотография 30-х годов XX века.

Ыяш-комус из жимолости, Тыва (коллекция В.А. Брунцева)

 _________________________________________________________

Использована информация из источников:

https://www.oberton.pro/ru/info/vargan_puziryov/

https://dominantamusic.ru/blog/vargan-muzykalnyy-instrument-narodov-severa-kak-vybrat-vargan/