100 лет российского кино
Кино, пожалуй, самый любимый, зрелищный и востребованный вид искусства на земле вот уже век с четвертью. В России в 2019 году ему исполняется 100 лет.
Каждый год 27 августа, поклонники и работники кинематографа в России отмечают день российского кино. Именно 27 августа 1919 года, правительство СССР подписало «декрет о национализации кинематографа».
Деятели киноискусства начали праздновать «День советского кино» (такое официальное название получил этот праздник) только в восьмидесятых годах прошлого столетия.
Примечательно, что до 2001 года дату праздника постоянно переносили. Одно время даже хотели объединить его с Международным днём кино (28 декабря), но тогда получалось, что официальный праздник кино России, которое имеет свою интересную и богатую историю, просто переставал существовать. С этим многие не были согласны, и деятели искусства потребовали, чтобы у них был свой праздник. И, надо заметить, Министерство культуры РФ поддержало эту идею.
История на этом не закончилась: Никита Михалков в 2002 году предложил перенести праздник на последнюю неделю сентября и совместить его с ежегодной церемонией «Золотой орёл». Но все же дату «Дня российского кино» оставили 27 августа.
Наши кинематографисты заслужили собственный праздник своим трудом, творчеством и гениальными идеями.
Сегодня услышать хорошо знакомый треск киноаппарата на киносеансе не удастся. Конечно, где-то ещё сохранились такие аппараты, но ими не пользуются - технологии развиваются и сильно влияют на киноиндустрию.
В настоящее время в стране работает более 50 киностудий, где снимаются самые разноплановые ленты. Ежегодно выпускается свыше 100 кинокартин, проводятся всевозможные кинофестивали, смотры и даже недели кино.
За 100 лет российский кинематограф значительно изменился благодаря техническому прогрессу. Современное кино стало в значительной степени развлекательным и, благодаря компьютерным технологиям, невероятным спецэффектам, трюкам и 3D-формату, привлекает все больше и больше зрителей.
Начало эпохи кино
В 1888 году Томасу Эдисону удалось разработать и изготовить специальный аппарат под названием «кинетоскоп», с помощью которого просматривались быстро сменяющиеся кадры, чем создавалась иллюзия движения.
Кинетоскоп был сконструирован для просмотра кино одним зрителем, наблюдавшего изображение через окуляр, что препятствовало его массовому использованию.
Продолжили развитие кино братья Люмьер. Они создали аппарат для массового просмотра и это позволяет считать их создателями современного кино. 28 декабря 1895 г. в парижском «Гран-кафе» прошёл первый платный киносеанс из десяти фильмов, одним из которых был ролик «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Именно этот день и был выбран в качестве дня рождения кино.
Появление кино в России
В России первый кинопоказ прошёл в мае 1896 года в петербургском саду «Аквариум». И это при том, что в Париже первая демонстрация фильма состоялась всего 6 месяцами ранее (в декабре 1895) – так что Россия довольно быстро приобщилась к миру кино.
Премьера первого российского фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была картина «Понизовая вольница» о Степане Разине. Правда зрители не имели возможности долго наслаждаться показом, так как продолжительность этого черно-белого кино без звука была всего 6 минут 14 секунд.
Хотя, не смотря на такую небольшую продолжительность фильма, простую режиссуру и игру актеров, в этой работе был использован первый спецэффект: специальная склейка кадров. Склейка скрыла в сцене, где Степан Разин бросает героиню ленты в воду, тот момент, когда настоящую актрису заменили на манекен.
Режиссёром фильма выступил Владимир Ромашков, а задействовано в нем было… 150 человек массовки, главные роли исполнили актеры из Петербурга.
В 1925 году Сергей Эзенштейн снял первый отечественный полнометражный фильм – легендарный «Броненосец Потёмкин», ставший классикой советского и мирового кинематографа и не единожды признанный лучшим фильмом всех времен и народов, а развевающийся красный флаг стал первым цветным кадром в нашем кино.
В 1931 году фильм Николая Экка «Путевка в жизнь» был выпущен со звуковой дорожкой – это был ещё один значительный шаг в развитии российского кинематографа.
Руководство СССР сразу оценило воспитательную силу кино и стало активно использовать его в пропагандистских целях. Именно в этот период в киноиндустрию вкладывались огромные средства. Уже в 1930-ые годы произошёл огромный рывок – чёрно-белое кино стало цветным и отличного качества. Картины этого периода стали настоящим культурным наследием России.
С конца 1980-х годов кинематограф в стране переживал серьёзный кризис. Только в 2000-ых кинематограф начал восстанавливаться. Начали появляться произведения высокого качества и молодые таланты.
Кино в Красноярске
Что же касается кино в Красноярске, то его начало связывают с техником Василием Поляковым и железнодорожником Михаилом Чулковым, который в последствии стал кинооператором и директором кинотеатра.
Ещё одна фамилия – Маржецкий (Моржецкий). Этот господин устроил для своего времени невероятное турне – вооружившись проекционной аппаратурой, он проехал от Перми до Владивостока, устраивая «спектакли» (кинопоказы) во всех крупных городах по своему маршруту: Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск и других. И случилось это менее чем через полгода после проведения первых киносеансов в Петербурге и Москве!
Первый кинопоказ, как уже упоминалось ранее, в Российской империи прошёл в мае 1896 года в московском театре «Аквариум» и был приурочен к приезду в страну братьев Люмьер, отцов кинематографа. Именно в том же году кино двинулось дальше на восток Росийской Империи. В том же году в газете «Екатеринбургская неделя» появилась заметка о Маржецком и его кинематографе в городском театре. А весной следующего года эту заметку перепечатает красноярская газета «Енисей».
Привёз же Маржецкий «новейшее изобретение Томаса Эдисона» (кинематограф и микрофон). Если быть точнее, Маржецкий купил не эдисоновский аппарат, а анимограф лондонского оптика-механика Поля, который тот «сочинил» по заказу «Северо-Американской компании фонографов». В результате получился дешёвый и не слишком удачный аппарат. Именно его привёз Маржецкий в Сибирь.
Как же работал анимограф?
Электричества тогда не было, поэтому Маржецкому приходилось крутить ручку аппарата. В качестве проекционного источника света он использовал эфирно-кислородные или кислородно-ацетиленовые лампы-горелки, которые были пожароопасны и любая неловкость в обращении грозила пожаром. К счастью, все обошлось. Проектор располагался за экраном, то есть работал на просвет, поэтому явное отсутствие видимого источника изображения усиливало эффект неожиданности. Зрители бурно реагировали на внезапно появляющиеся на экране киноэпизоды из окружающей действительности. Кстати, экран смачивался между сеансами, чтобы изображение казалось более чёткими и контрастными.
Вот приблизительный список картин, которые демонстрировал Маржецкий: «Человек-змея, гимнастические упражнения на трапеции», «Столярная мастерская», «Купальня», «Улица Парижа», «Прибытие поезда». Каждый фильм шёл в среднем примерно по пять минут, а сеанс в целом около получаса.
В Российской империи, да и в Европе, первые годы для кинематографистов были очень не простыми, так как репертуар фильмов был небольшой. По этой причине «киношникам» приходилось часто кочевать, меняя зрителя. Да и помещений специальных не было – приходилось располагаться в сараях и цирковых шатрах.
Двигались кинематографисты в глубь страны, в Сибирь по железной дороге. В 1908 году в Красноярск на гастроли приехал Василий Александрович Поляков, который стал одним из главных вдохновителей развития сибирского кино.
После первого представления один местный журналист в газете «Красноярец» писал: «В городском саду выстроен балаган-сарай, в котором какой-то заезжий джентльмен демонстрирует все, что угодно, кроме кинематографа. Назвать его аппарат таким именем мы не решаемся. Между тем, плата за вход взимается довольно солидная — от 30 до 60 копеек».
То есть полный провал.
Не смотря на это Поляков продолжал свою работу и уже через неделю тон газет сильно изменился, красноярцы тепло приняли Василия Александровича, который решил остаться в Красноярске насовсем и, более того, организовал в городе первый кинотеатр – «Кинемо». Располагался он в городском саду (ныне «Центральный парк»). Место это Городская управа отвела с одним условием – обеспечить освещение боковой аллеи, которая вела на восток сада.
Чуть позже Поляков заключил договор с российским филиалом французской фирмы «Братья Пате» на закупку новейших кинолент. В честь этой фирмы Поляков переименовал «Кинемо» в «Патеграф». Стоимость билета для взрослых состовляла от 30 до 60 копеек, для детей – 20 копеек.
С самого начала Поляков организовал в кинотеатре перед началом каждого сеанса выступления различных артистов и оркестров. Зачастую публика шла в кинематограф не только посмотреть «живые картинки», но и послушать оркестр.
С приходом зимы, демонстрировать фильмы во временном помещении стало не возможно и Полякову пришлось задуматься о переезде в более подходящее место. Таковым, с лёгкой руки купеческой вдовы Яковлевой, оказалось здание Купеческого собрания на Воскресенской улице (ныне проспект Мира,71).
19 сентября 1910 года «Патеграф» перебрался в дом Петра Ивановича Гадалова, с которым Поляков заключил контракт.
Но кинематографист наряду с этим продолжал исправно платить за аренду земли в городском саду и в 1913 году он обратился в Городскую управу с намерением выстроить на углу Гостинской улиц и Новобазарской площади деревянное здание под кинотеатр с тем, что по окончании срока аренды (через 12 лет) здание отойдёт городу.
Архитектором стал Сергей Григорьевич Дриженко. Новый кинематограф вмещал аж 130 кресел и четыре ложи. Но уже осенью новое здание сгорело.
Позже, летом 1915 года, на этом месте торжественно откроется новое здание с причудливыми башенками, которое в 1930-х годах получит новое название – «Луч».
Брат Петра Гадалова Николай решил не отставать от своего родственника. Он заказал проект кинотеатра в Париже, который потом немного доработал всё тот же Дриженко. За два года (с 1910 по 1912 года) строительство кинотеатра было закончено, и он получил название «Художественный». Здание получилось богатым и изящным, с залом на 400 кресел.
После революции кинотеатр переименовали в «Совкино», а в середине 60-х в здании провели реконструкцию, уничтожившую уникальный фасад и другие архитектурные "излишества". В 90-х в этом здании открылась «Пикра».
«Патеграф» же после революции 1917 г. получил новое имя – «АРС». Именно здесь в 1932 году впервые в нашем городе «великий немой» заговорил – начался платный показ публике звуковых кинофильмов и первой стала историко-революционная драма «Златые горы».
В 1932 году, кинотеатр получает новое имя – «Рот-Фронт», а с 1942 он называется «Октябрь». Это был единственный кинотеатр нашего города, где в 80-е годы, демонстрировались стереофильмы.
С 1995 года кинотеатр перепрофилирован в Дом кино. Сегодня в его залах можно увидеть артхаусное, документальное, фестивальное, экспериментальное отечественное и зарубежное кино. Здесь реализуются инновационные проекты на стыке искусств – кино и театра, кино и танца, кино и концертной деятельности.
Ещё с 1911 по 1915 год в Красноярске, в доме Романова работал кинотеатр «Аквариум». Но его история оказалась очень короткой.
Такова краткая история появления кинематографа в Красноярске.
Интересные факты
Прекрасный советский фильм «Человек с бульвара Капуцинов» 1987 года (режиссер Алла Сурикова) своим названием отсылает нас к бульвару в Париже, где братья-французы Луи и Огюст Люмьер, создатели синематографа, устроили первый платный сеанс кино в 28 декабре 1895 года. На самом деле бульвар назывался не Капуцинов, а Капуцинок – сестер католического монашеского ордена, чей монастырь располагался неподалеку от бульвара.
Истоки хорроров в России берут своё начало аж с 1909 года. Это была короткометражка «Вий» (1909). Параллельно с ним зимой 1910 вышла лента «В полночь на кладбище». Эти два фильма принято считать родоначальниками отечественной фантастики.
Российские фильмы шесть раз получали самую престижную в сфере киноискусств премию «Оскар»: в категории «Лучший фильм на иностранном языке» – фильмы «Война и мир» (1968), «Дерсу Узала» (1975), «Москва слезам не верит» (1981), «Утомленные солнцем» (1994), за лучший документальный фильм – «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) и за лучшую короткометражку – «Старик и море» (1999).
Лидером советского кинопроката считается кинофильм «Пираты XX века». На втором месте лента «Бриллиантовая рука», а на третьем «Москва слезам не верит».
Первым постановочным фильмом считается «Путешествие на Луну» Ж. Мельеса. Он был выпущен на экраны в 1902 г. В этом году также вышел в свет и первый цветной фильм фотографа Э. Тернера.
Рекордсменом по производству фильмов является индийский Болливуд. Он выпускает до 1000 лент в год.
Самая старая лента – «Сцены в саду Раундхэй». 14 октября 1888 года этот 2-х секундный ролик был показан зрителям.
В 1903 г. на экраны вышла лента «Великое ограбление поезда». Именно в ней были использованы первые спецэффекты.
6 октября 1927 года появился первый звуковой фильм «Певец джаза». Его кассовый сбор равнялся 400 тыс. долларов.
В 1936 г. в Германии вышли первые черно-белые 3D фильмы.
***
Красноярский край – это бескрайняя тайга, могучие реки, удивительные ландшафты, которые всегда привлекали режиссёров. Именно поэтому на территории Красноярского края снято около 30 художественных фильмов. Здесь работали такие столпы отечественного кино, как Леонид Гайдай и Никита Михалков, снимались артисты Георгий Юматов, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Людмила Гурченко, Сергей Никоненко, Андрей Ростоцкий.
«Красный газ» (1924)
Игровое кино в советской России в 1920-е только зарождалось, и одним из первых снятых фильмов стала картина «Красный газ» (другое название «Товарищ из центра»). В основу сценария легли роман «Два мира» и повесть «Скрепы» Владимира Зазубрина, посвящённые разгрому Колчака. Часть эпизодов снята в Канске, в местах боёв с белыми, а в качестве актёров были задействованы и реальные участники партизанского движения в Сибири. Правда, по другой версии, картину снимали в Каинске – так до 1935 года назывался город Куйбышев в Новосибирской области.
Известно также, что монтировать картину помогал Сергей Эйзенштейн. К сожалению, фильм не сохранился.
«Конец Журавлихи», «Тунгус с Хэнычара», «Огненный рейс» (1929)
В начале 1929 года первая за Уралом профессиональная киностудия «Фабрика акционерного общества «Киносибирь» (г. Новосибирск) приступает к съемкам первых художественных фильмов, которые вышли даже на всесоюзный экран.
Фильмы снимались без единого профессионального актёра. «Конец Журавлихи» и «Тунгус с Хэнычара», фильмы о пробуждении свободных инородцев и приобщении их к новым условиям советской действительности.
Съёмки проходили в реальном стойбище на Нижней Тунгуске (неподалеку от Туруханска). Главные роли исполняли эвенки – два парня и девушка. Во время съёмок фильма они впервые увидели город, пароход, паровоз. Главный герой наотрез отказывался ходить в Новосибирске без провожатого в столовую: «Заблужусь, однако, обязательно. В тайге я день пойду и ночью вернусь тем же путём, а тут попробуй запомни все дома – все какие-то одинаковые».
Остальные роли исполняли члены съемочной группы и жители стойбища.
Третьим художественным фильмом стал «Огненный рейс». Здесь впервые появились московские профессиональные киноартисты.
Город в Сибири. Наступает Колчак. Член горкома партии, большевик Петрухин, занятый эвакуацией, не успевает позаботиться о семье. Получает задание — взорвать пароход карателей.
В декабре 1929 г. «Киносибирь» перестала существовать.
«Долгий путь» (1956)
Свою первую художественную картину и единственную некомедийную в нашем крае снял знаменитый Леонид Гайдай. Основой сценария для мелодрамы «Долгий путь» стали сибирские рассказы Владимира Короленко «Ат-Даван» и «Чудная». Писатель в 1880-х отбывал ссылку в Томске и именно судьбам ссыльных посвятил эти рассказы.
Несколько лет назад в иркутских киноархивах нашлись документальные кадры, на которых запечатлено, как съёмочная группа работает на льду Енисея. Забавно, что, пытаясь изобразить лютую сибирскую метель, Гайдай использовал вату вместо снега и мощный пропеллер самолёта вместо ветра. Вьюга получилась что надо!
«Юность наших отцов» (1958)
Эта картина была снята по хрестоматийному при советской власти роману Фадеева «Разгром». Сценарий писал будущий известный киносказочник Борис Рыцарев («Волшебная лампа Алладина», «Ученик лекаря»), музыку – незабвенный Микаэл Таривердиев, а в качестве актёров отметились Георгий Милляр, Георгий Юматов, Николай Крючков и Иван Рыжов (директор конезавода из «Цыгана»).
К сожалению, информации о том, в каком именно районе края снят фильм, нет.
«Неотправленное письмо» (1959)
Таёжная драма Михаила Калатозова с участием Иннокентия Смоктуновского и Василия Ливанова снималась на юге Красноярского края – её героями были участники геологической экспедиции, отправившейся на поиски алмазов на берега Енисея и его притока Уса. Это был первый фильм Калатозова, который он снял после знаменитой картины «Летят журавли» – замечательный оператор Сергей Урусевский, снимавший «Журавлей», тоже был в съёмочной группе нового фильма.
Ещё один интересный факт о «Письме». На съёмках этого фильма молодой актёр Василий Ливанов простудился и сорвал голос, и именно этой травме связок он обязан своей знаменитой хрипотцой. Смоктуновский же на съёмках получил сотрясение мозга и переохлаждение организма.
«Люди на мосту» (1960)
В Дивногорске сняли драму о большом московском начальнике, которого сняли с поста и отправили вместе с семьёй в Сибирь на строительство моста через вымышленную реку Северная. Роль сына главного героя сыграл молодой Олег Табаков. Фильм в своё время был довольно популярен и даже попал в список лидеров кинопроката СССР – его посмотрели 23,4 млн. человек.
«На диком бреге» (1966)
Снятая по одноименному роману Борису Полевого производственная драма режиссёра Анатолия Граника рассказывает о столкновении на крупной стройке двух начальников: честного руководителя и главного инженера-карьериста. «На диком бреге» тоже снимался в Дивногорске, и местом действия была строящаяся Красноярская ГЭС.
«Хозяин тайги» (1968)
Знаменитый деревенский детектив Владимира Назарова с Валерием Золотухиным и Владимиром Высоцким в главных ролях. Съёмки проходили в селе Выезжий Лог Манского района Красноярского края на реке Мана. Фильм рассказывал о конфликте участкового милиционера и бригадира артели лесосплавщиков.
Фильм был настолько популярен в советском прокате, что об участковом Серёжкине сняли ещё два продолжения, по сценариям всё того же писателя Бориса Можаева – «Пропажа свидетеля» и «Предварительное расследование».
«Мой папа – капитан» (1969)
Картина снималась на Енисее
В основе сюжета рейс сухогруза «Игарка» в Кислочаны (скорее всего, речь идёт о пос. Кислокан). Главный герой – Вася Готовцев очень хочет пойти в очередной рейс со своим отцом – капитаном грузового речного судна, и, в конечном итоге, вынуждает взять его с собой.
Приключения юного речника, трудности, с которыми приходится справляться людям, работающим на Енисее, их характерах – обо всем этом можно узнать, посмотрев ленту. Надо ли говорить, что в фильме множество чудесных видов Енисея.
Любопытный факт: изначально песню о Енисее в этой картине должен был исполнять В. Высоцкий. Во время съёмок фильма «Хозяин тайги» в Манском районе, Высоцкий снялся в эпизоде у В. Бычкова в картине «Мой папа – капитан». Однако в окончательном варианте фильма, который вышел на экраны в 1969 году, эпизод с Высоцким был переснят, и роль одного из попутчиков сыграл Юрий Визбор. В фильме он исполнил свою песню «Река Енисей».
«Друг Тыманчи» (1970)
В титрах фильма сообщается о том, что «эту историю часто рассказывают на Севере. Она легла в основу сюжета фильма. Кинолента повествует об эвенкийском мальчике и волке. Тыманчи не просто приручил крохотного волчонка, принесенного однажды отцом из тайги, но и стал ему другом. Щенка назвали Аяврик, что значит «любимый». По сюжету фильма непонимание и человеческая жестокость разлучили друзей. И лишь спустя годы, в минуту смертельной опасности, они вновь встретились…
Местные жители, эвенки исполнили в фильме все роли. Единственным «москвичом», работавшим на съёмочной площадке стал волк-трёхлетка Султан «сыгравший» роль Аяврика.
Фильм содержит уникальный этнографический материал, в нём показаны быт и обычаи эвенков, их народный промысел – картина была полностью снята в Эвенкийском национальном округе.
Любопытный факт: во время визита итальянской актрисы Софи Лорен и её мужа – кинопродюсера Карло Понти в Москву им была показана картина «Друг Тыманчи». Фильм произвёл на супругов большое впечатление и был куплен Карлом Понти для показа на телеэкранах Европы. В 1970 году картина была признана лучшей на международном кинофестивале в Монте-Карло, а также завоевала премию «Золотая нимфа» за лучший сценарий.
«Сибирячка» (1972)
И ещё одно производственное кино, сюжет которого развивается на Красноярской ГЭС. На этот раз это была история противостояния принципиальной молодой сотрудницы Марии Одинцовой и начальника стройки.
«Сюда не залетали чайки» (1977)
Сибирь, 1930-е годы. Вниз по сибирской реке Мане проходит артель сплавщиков, зачищающих берега от обсохшего леса. Здесь они встречают 10-летнего Илью, убежавшего из дому после ссоры с мачехой. Мальчик упросил артельщиков взять его с собой до устья реки, где живут его бабушка и дедушка. Лето прошло в опасном и тяжёлом труде, но на всю жизнь мальчишка сохранит благодарность этим суровым людям. Картина была снята по мотивам повести Виктора Астафьева «Перевал».
«Конец императора тайги» (1978)
Хакасский «вестерн» о борьбе с бандой атамана Соловьёва. Молодого командира части особого назначения Аркадия Голикова, позднее известного в качестве писателя Аркадия Гайдара, привлекают к участию в разгроме банды и ликвидации атамана. Одним из сценаристов этого фильма был Павел Лунгин, а главную роль исполнил Андрей Ростоцкий.
«Трижды о любви» (1980)
Уроженец Боготольского района режиссёр Виктор Трегубович привёз группу для съемки этой мелодрамы со звёздами Сергеем Прохановым и Мариной Левтовой в окрестности своего родного города. Кино рассказывает о колхозном шофёре, который возвращается из армии и узнаёт, что его любимая вышла замуж.
«Звездопад» (1981)
Художественный фильм, снятый по произведениям Виктора Астафьева «Звездопад», «Сашка Лебедев», «Ода русскому огороду».
Они встретились и полюбили друг друга в прифронтовом городе. Шла война, которая диктовала свои законы, не оставлявшие места для любви. Да и мать девушки была против женитьбы: ведь если он погибнет, что станет с её единственной дочерью? И герой решает расстаться с любимой навсегда...
«Не ставьте Лешему капканы» (1981)
Режиссёр Владимир Саруханов, родившийся в Новосибирске, уже изучал вопросы столкновения с бандами в Хакасии в 20-е годы в своем предыдущем фильме, но обратился к этой тематике и в этой картине. Она рассказывает о красноармейце Кирбижекове, который внедряется в недобитую после Гражданской войны банду атамана Игнатьева.
В основу фильма легла повесть красноярца Анатолия Чмыхало «Леший выходит на связь», которую он написал в соавторстве с Анатолием Кериным.
«Магистраль» (1982)
Действие фильма происходит на Красногорской железной дороге в течение одних суток (название дороги вымышленное.
В фильме присутствует несколько сюжетных линий: начальник дороги Уржумов и министерство; проводница Люда и помощник машиниста Санька; пассажиры первого вагона и Люда; замначдора Желнин и представитель нефтеперерабатывающего завода Гвоздева; машинист Агеич, МПС и другие.
Съёмки «Магистрали» проходили на красноярской железной дороге в Ачинске, на станциях Злобино и Боготол.
Фильм с участием Кирилла Лаврова, Владимира Гостюхина, Людмилы Гурченко и Владимира Меньшова стал хитом советского кинопроката 1983 года.
«Корабль пришельцев» (1985)
Фильм посвящён первым запускам конструкторами СССР космических кораблей. События происходят в 1960 году, когда вот-вот должен состояться первый в истории полёт человека в космос. Олег Табаков сыграл в картине засекреченного, никогда не спящего главу космического проекта (прототип - Сергей Королёв). И вот вновь неудачный старт, но упавший неизвестно где аппарат надо найти во что бы то ни стало. В далёкую тайгу у Подкаменной Тунгуски отправляется экспедиция.
Фильм снимался в Канском районе, и местные жители приняли участие в съёмках, сыграв жителей посёлка Тура, которые выбегают ночью в тайгу, чтобы расчистить лопатами посадочную полосу. Кстати, сценарист фильма - известный писатель-фантаст Владимир Губарев, который часто приезжает в наш край, интересуясь атомными и космическими проектами.
«Алый камень» (1986)
Главный герой мелодрамы «Алый камень» в Красноярске оказывается проездом, по пути в другой город. В фильме получилась красочная экскурсия по нашему городу, со множеством замечательных городских видов.
«Сибирский цирюльник» (1998)
Знаменитый исторический эпос Никиты Михалкова, самый дорогой фильм в истории российского кинематографа, снимался в огромном количестве мест – в том числе в Красноярске и Хакасии, на Бирюсе и на Мане. В общем, не зря один из первых показов «Цирюльника» в России состоялся именно в Красноярске, в кинотеатре «Луч».
Сериал «Улицы разбитых фонарей» (2002)
В Красноярске, на знаменитых Столбах были сняты целые две серии эпизода «На улице Марата». Самим красноярцам больше всего запомнилось, что столица края предстала в кино одноэтажным деревянным городом (улица Марата расположена в микрорайоне Николаевке). Ну и ярко сыгранные бандиты в исполнении красноярских актёров Якова Алленова и Владислава Жуковского.
Улицы разбитых фонарей 4: На улице Марата, 2 часть.
«Территория» (2014)
Самый красивый в плане натурных съёмок фильм, снятый в Красноярском крае. Хотя действие происходит где-то в районе Магадана. Съёмки велись на заповедном плато Путорана, где нет никакого жилья и тем более сотовой связи. Некоторые кадры сняты при температуре минус 45 градусов. В таких условиях у актёров очень живо получилось сыграть одержимых жаждой найти золото геологов и готовых отдать жизнь ради драгметалла.
***
«Ёлки»
Можно смело предположить, что большинство красноярских зрителей запомнило первую часть фильма «Ёлки», в которой юный красноярский таксист встречался с Верой Брежневой.
В 2014 году Новый год случился в середине осени – это стало возможным благодаря создателям продолжения популярного новогоднего фильма «Ёлки». Сама картина о том, как отмечали праздник 100 лет назад, но начальный и финальный кадры – современные. И снимались они в восьми городах России, а это значит, что на премьере фильма 25 декабря жители этих городов увидели на экране самих себя. В число счастливчиков попал Красноярск.
***
Ещё один полнометражный художественный фильм планируется снять в скором будущем. Картина будет посвящена основанию красноярского острога. Жанр фильма – историческая остросюжетная драма. Главным героем ленты будет Андрей Дубенский.
Проект находится на начальной стадии. Авторы картины сформулировали продюсерскую концепцию и уже определили режиссёра, ведутся переговоры со сценаристом фильма. После согласования актёрского состава в краевом центре начнутся полноценные съёмки.
По планам съёмки картины займут около двух лет, а проходить они будут в Красноярске. Для этого продюсеры фильма построят в городе точную копию острога. Предполагается, что после съёмок реконструированная крепость будет выступать как музейно-исторический комплекс. По словам историков, материала в ранней красноярской истории для фильма предостаточно. А сегодняшний ландшафт городских окрестностей вполне пригоден для воспроизведения событий XVII века.
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников